С артритом в кадеты
Для кадетов со всей России и мира в Гостином дворе традиционно готовят масштабный праздник — концертную, танцевальную и культурную программу. В этом году международный бал будет приурочен сразу к двум датам: Дню Героев Отечества и 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Приедут лучшие из лучших
Международный благотворительный кадетский бал ежегодно организовывают Межрегиональная общественная организация «Клуб Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы Москвы и Московской области» и Фонд поддержки социально-экономических программ различных сфер жизнедеятельности. На праздник ждут лучших воспитанников общеобразовательных кадетских учреждений и училищ, причём не только из российских регионов, но и из Казахстана, Белоруссии, Киргизии, Луганской и Донецкой народных республик. Кроме кадетов, на мероприятие приглашены также дети из домов-интернатов.
Многие из них в столице будут впервые, так что ребят познакомят с местными достопримечательностями, сводят в Большой Кремлёвский дворец, Музей космонавтики, Президентский полк. Но главное — танцы, которые ученикам кадетских корпусов преподают в качестве обязательного предмета. Так что у мальчиков и девочек — а их будет около полутора тысяч на балу — появится возможность показать «класс».
Кстати, едут кадеты не с пустыми руками — каждый из них готовит презентации о себе и о своей школе, за лучшие будет полагаться специальный приз. А ещё в этом году выберут новых принца и принцессу — учеников, которые показали успехи и по успеваемости, и по поведению.
Поздравят молодых людей прославленные полководцы, маршалы Великой Отечественной войны, Герои Советского Союза и России.
«Нынешнему поколению есть на кого равняться и чему учиться у них — чувству долга, чувству нравственной и гражданской позиции, своей ответственности перед обществом, — сказал Герой Советского Союза, заслуженный военный лётчик России, генерал-полковник и депутат Госдумы Николай Антошкин. — Это хороший пример для подрастающего поколения, и важно, чтобы наша молодёжь сохранила и приумножила честь и славу России».
Кадетское братство
Как отметил официальный представитель Росгвардии Валерий Грибакин, дружба, которая завязывается между кадетами, приезжающими на бал, длится потом долгие годы.
Это хороший пример для подрастающего поколения, и важно, чтобы наша молодёжь сохранила и приумножила честь и славу России.
«Это вообще одна из целей бала: ребята приезжают, знакомятся друг с другом, обмениваются телефонами, адресами, продолжают общаться уже неформально, — сообщил Грибакин «Парламентской газете». — Я сам бывший суворовец и знаю, что кадетское братство — это контакт на всю жизнь».
По его словам, ученики кадетского училища, подведомственного Росгвардии, каждый год участвуют в этом мероприятии. К тому же, добавил он, ведомство уделяет большое внимание кадетскому движению.
«Мы развиваем взаимодействие с кадетами и профильными кадетскими классами на уровне наших территориальных подразделений, сейчас это более 280 образовательных учреждений и более 400 общественных организаций, которые так или иначе относятся к этой сфере», — рассказал он.
Видео дня. В Минске прошла акция против углубления интеграции Белорусси и России
Источник
Ìåíÿ ìíîãî ñïðàøèâàëè ïðî êàäåòêó, ïðî òî, õîðîøî ëè òàì è ò.ä.  ýòîì ïîñòó ÿ âàì ðàññêàæó î äâóõ âèäàõ êàäåòîê : Ìîðñêàÿ è Ïåõîòà, ñðàâíþ, ïëþñû è ìèíóñû . Åñòåñòâåííî, ñóùåñòâóåò åùå áîëüøå âèäîâ êàäåò, íî ýòî ñàìûå ïîïóëÿðíûå. À òàê æå ðàññêàæó ó êàäåòñêèõ ÊËÀÑÑÀÕ è î êàäåòñêèõ ÊÎÐÏÓÑÀÕ, ñðàâíèì, ïëþñû è ìèíóñû. Ðàññêàæó , ñòîèò ëè èäòè â êàäåòêó (çàðàíåå èçâèíÿþñü çà ãðàììàòè÷åñêèå îøèáêè, åñëè òàêîâûå áóäóò ) . Íà âñÿêèé ñëó÷àé: ÿ ïîáûâàë â îáîèõ ïîäðàçäåëåíèÿõ ïî 4 ãîäà, ïëþñ 2 ãîäà â ãðàæäàíêå, ìîæåò áûòü ÿ íå ïðàâ, íî ýòî ÷èñòî ìîå ìíåíèå. Åñëè íå õîòèòå âñå ýòî ÷èòàòü, à ïðèøëè òîëüêî ðàäè ïëþñîâ è ìèíóñîâ — âàì â êîíåö ïîñòà.
Êàäåòêà, êîðïóñà è êëàññû .
ß ó÷èëñÿ â âîåííî-ìîðñêîì êàäåòñêîì êîðïóñå è â «ïåõîòîì» ( òàê íè êòî íå ãîâîðèò, ýòî íå ïðàâèëüíî, íî ÿ òàê íàïèøó äëÿ îáîçíà÷åíèÿ òîãî, ÷òîáû áûëè ïåõîòîé) êëàññå ïðè îáû÷íîé øêîëå . Ñåé÷àñ ðàññêàæó ïðî êàäåòñêèé êîðïóñ.
P.s : ìû â êàäåòñêîì êîðïóñå íå æèëè, íå ñïàëè. Æèâóò â êîðïóñàõ ñóâîðîâöû, êðåìëåâñêèå, è íåêîòîðûå äðóãèå, íî èõ ìàëî. Åñëè òû êàäåò, ýòî åùå íå çíà÷èò, ÷òî òû æèâåøü òàì.
Âîåííî-ìîðñîêîé êàäåòñêèé êîðïóñ.
Ïëþñû êàäåòñêîãî êîðïóñà ( âîåííî-ìîðñêîãî) ïî ñðàâíåíèþ ñ êëàññîì ( ïåõîòà):
1. Ýòî, êîíå÷íî, ôîðìà, îñîáåííî ïàðàäíàÿ.
Ïîâñåäíåâíàÿ ôîðìà( ëåòíÿÿ ) , ýòî : ÷åðíûå áðþêè, ñèíÿÿ ðóáàøêà, òåëüíÿõà, áåñêàçûðêà / ïèëîòêà ( çàâèñèò îò êîðïóñà è îò òîãî, äåâóøêà ëè âû èëè ìóæ÷èíà ), òóôëè. Ïî ñðàâíåíèþ ñ » ïåõîòíîé » ôîðìîé, ìîðñêàÿ — ïðîñòî êëàññ!
Ïàðàäíàÿ ôîðìà ( ëåòíÿÿ) , ýòî : ÷åðíûå áðþêè, áåëàÿ ðóáàøêà, áåëàÿ áåñêàçûðêà/ èëè ÷¸ðíàÿ ïèëîòêà, àêñåëüáàíò, òåëüíÿøêà/áåëàÿ ìàéêà/ôóòáîëêà ( ó ðàçíûõ êîðïóñîâ ïî ðàçíîìó) , ôëàíêà è òóôëè. È , îïÿòü æå, ñâîå ïðåäïî÷òåíèå îòäàì ìîðñêîé ôîðìå.
2. Çàíÿòèÿ/âîåííàÿ ïîäãîòîâêà.
 ìîðñêîé êàäåòêè, ïî ìèìî ñòðîåâîé, ðàçáîðêà è ñáîðêà ÀÊ, ìåä. ïîäãîòîâêà, ôèçè÷åñêàÿ ïîäãîòîâêà è ò.ä, ïðèáàâëÿåòñÿ êîðàáëåñòðîåíèå , èçó÷åíèå àçáóêè Ìîðçå è ïðèìåíåíèå åå íà ïðàêòèêå, ÷èñòêà è ïîñòðîéêà ëîäîê, ìîðñêàÿ òåîðèÿ, ïëàâàíèå. (Îïÿòü æå, ó ìíîãèõ êîðïóñîâ âñå ïî ðàçíîìó )
3. Ïîõîäû è ïîëåâûå âûåçäû.
Ó íàñ, â ìîðñêîé, íå áûëî ïîõîäîâ íà Êàâêàçå, íî ó íàñ áûëè âûåçäû íà êîðàáëè, áûëè ïëàâàíèå íà êîðàáëÿõ ïî 1-2 íåäåëè, åçäèëè â ëàãåðÿ.
4. Îáûêíîâåííîå âíèìàíèÿ ê âàì ( Â ôîðìå ).
Íà êàäåòà â ìîðñêîé ôîðìå îáðàùàþò áîëüøå âíèìàíèÿ, ëó÷øå îòíîñÿòñÿ ê íåìó, íåæåëè ê êàäåòó â «ïåõîòíîé» ôîðìå.
5. Î÷åíü ìíîãî äîï.êðóæêîâ (èìåííî êðóæêîâ).
Ñòðåëüáà èç îðóæèÿ, èç ëóêà, òåîðèÿ, ñâÿçü ( òîæå çàíÿòèÿ ïî àçáóêå Ìîðçå, òîëüêî íà ïðàêòèêå, ñâÿçûâàëèñü ñ äðóãîé ðàäèîñòàííöèå , ïåðåãîâàðèâàèñü ).
6. Ôèíàíñèðîâàíèå
Ó íàñ íè êîãäà â êîðïóñå íå áûëî ïðîáëåì ñ ôèíàíñèðîâàíèåì , ñëîìàëîñü ÷òî òî — ñðàçó êóïèëè íîâîå, ñ ôîðìîé íîâîé çàäåðæêè íå áûëî.
7. Äîïîëíåíèå ê êàäåòêå
 äîïîëíåíèå ê êàäåòêå, íàñ îáó÷èëè èãðå íà áàðàáàíàõ. Íåêîòîðûõ ïîäóìàþò , ìîë, ÷òî òóò ñëîæíîãî? À ÿ îòâå÷ó — åñòü ñëîæíîñòè. Íàäî óìåòü äâèãàòüñÿ ñ áàðàáàíàìè â ñòðîþ, âûïîëíÿòü ôèãóðû, è ÷èñòî íàó÷èòüñÿ èãðàòü íà áàðàáàíå ñî âñåì ñòðîåì.
Ìèíóñû:
1. Äëÿ íåêîòîðûõ ýòî ìèíóñ, äëÿ íåêîòîðûõ ýòî ïëþñ: âðåìÿ óõîäà èç øêîëû.
Âîîáùå, êàäåòû äîëæíû óõîäèòü äîìîé â 6 ÷àñîâ âå÷åðà, ïîñëå âòîðîé ïîëîâèíû. Íî, ÷àñòåíüêî ÷ óõîäèë èç øêîëû è â 7, è â 8, è â 9,è áûâàëî, â 10 ÷àñîâ ( îñîáåííî ýòî êàñàåòñÿ êîìàíäèðîâ âçâîäîâ, èõ ïîìîùíèêîâ, è ïðîñòî îòâåòñòâåííûõ ëèö ).
2. Ñëîæíîñòè.
Ñëîæíî, èíîãäà ïðîñòî ñëîæíî. ÀÊ ðàçîáðàòü íå ñëîæíî, çàçêáðèòü òåîðèþ òîæå, íî: ìû êàäåòû, è ê íàì ñâîè òðåáîâàíèÿ, óâëàæíåííûå, èíîãäà ïðîñòî íåâûíîñèìî íà ôèç. ïîäãîòîâêå ( õîòÿ îíà íà òî è åñòü ïîäãîòîâêà ….)
3. Ó÷åáà
Îïÿòü æå, ìû êàäåòû, ê íàì âûñîêèå òðåáîâàíèÿ, íî íå òîëüêî â ôèç-ðå, íî è â ó÷åáå, íå âñå ñïðàâëÿþòñÿ ñ ýòèì.
Áîëüøå ìèíóñîâ ÿ íå çàìåòèë.
Êàäåòñêèé êëàññ.
Ïëþñû :
1. Êîìïàêòíîñòü.
 êàäåòñêîì êëàññå îáû÷íî ìàëî ëþäåé. Äà è â øêîëàõ îáû÷íî íå ìíîãî êàäåòñêèõ êëàññîâ
2. Æåíñêèé êîëëåêòèâ .
Îí ìàëåíüêèé, ó íàñ áûëî âñåãî 3 æåíùèíû. Îäíàêî ýòî è ïëþñ è ìèíóñ, íî ïðî ýòî ÿ óæå íàïèøó â ìèíóñàõ.
3. Áîëüøîå âíèìàíèå â øêîëå ( ñëèøêîì)
Ê íàì ó÷èòåëÿ îòíîñÿòñÿ áîëåå ëó÷øå, íåæåëè ê ãðàæäàíñêèì. Íî ýòî è ìèíóñ. Òîæå ñàìîå, ïðî ýòî íàïèøó â ìèíóñàõ.
Ìèíóñû:
1. Æåíñêèé êîëëåêòèâ .
À. Ìàëîå êîëè÷åñòâî
Á. Ñàì ôàêò íàëè÷èÿ.
Ýòè äâà ïóíêòà ïðîòèâîðå÷àò äðóã äðóãó. Ïðî ïóíêò Á ( Æåíùèíû, åñëè âû ýòî ÷èòàåòå, íè÷åãî ëè÷íîãî, ýòî ìíåíèå ìóæñêîé ñòîðîíû êàäåòñòâà). Î÷åíü ÷àñòî òàêîå áûâàëî: Âàø êëàññ âûñòóïàåò íà ñîðåâíîâàíèÿõ, âûñòóïèë ëó÷øå âñåõ, è òóò âäðóã íà÷àëè ñäàâàòü íîðìû æåíùèíû, è îáùèé áàëë íà÷àë çàìåòíî óìåíüøàòüñÿ…
ß ïîíèìàþ, ÷òî ýòî îòíîñèòüñÿ íå êî âñåì, íî ñåé÷àñ ÿ ïèøó èìåííî ïðî ñâîé êëàññ è ñâîå ìíåíèå.
2. Âíèìàíèå.
Ó÷èòåëÿ íàñ ëþáÿò, à ãðàæäàíñêèå — íå î÷åíü. Âïîëíå íîðìàëüíî, ÷òî îí , ïðîáåãàÿ ìèìî, íàìàòåðèò òåáÿ ( êîíå÷íî, ïîñëå ýòîãî òû åãî äîãîíèøü è çàñòàâèøü îòâåòèòü çà ñâîè ñëîâà, íî ñàì ôàêò íå ïðèÿòåí ).
È ñåé÷àñ ÷èñòî îò ìåíÿ ìèíóñ
3. Êîìïàêòíîñòü
Ñëèøêîì ìàëî êàäåò ( ïî ñðàâíåíèþ ñ êîðïóñîì ).
4. Ôîðìà
Êàê íå êðóòè, à ìîðñêàÿ ôîðìà ëó÷øå , íåæåëè ïåõîòíàÿ.
5. Ìàëî äîï êðóæêîâ.
Òóò íè÷åãî îáúÿñíÿòü íå íàäî.
6. Ôèíàíñèðîâàíèå.
 êàäåòñêèé êëàññ äèðåêòîð øêîëû íå áóäåò âëèâàòü âñå äåíüãè, ó íåãî âåäü åùå åñòü ãðàæäàíñêèå, ñëåäîâàòåëüíî:
Çàäåðæêà ôîðìû, ñòàðîå îáîðóäîâàíèå ( ÀÊ, ìàêåòû è ò.ä )
Âñå, ñ ìèíóñàìè âñå.
È òàê, ïîäâåäåì èòîãè :
Ïëþñû:
Îäèí îáùèé ïëþñ : çâàíèå êàäåòà è óäîñòîâåðåíèå, êîòîðûå äàþò íåêîòîðûå ïðèâèëåãèè è äàæå áåñïëàòíûå óñëóãè â íåêîòîðûõ ãîñóäàðñòâåííûõ îáúåêòàõ ( ìóçåè, íåêîòîðûå êèíîòåàòðû ), òàê ÷òî:
Êàäåòñêèé êîðïóñ ( ìîðñêîé ) — 7 + 1
Êàäåòñêèé êëàññ ( ïåõîòà ) — 3 + 1
Ìèíóñû:
Êîðïóñ — 3
Êëàññ — 6
Êàäåòñêèé êîðïóñ, åñòåñòâåííî, ëó÷øå, íåæåëè êëàññ, íî òàì è ñëîæíåå .
Ñòîèò ëè èäòè â êàäåòêó , èëè ïåðåõîäèòü â êàäåòêó èç ãðàæäàíêè?
Êîíå÷íî ñòîèò! Òû â êàäåòêå ïîëó÷èøü íå çàáûâàåìûå ÷óâñòâà ( ïðûæîê ñ ïàðàøþòîì) , âîñïîìèíàíèÿ ( ïîõîäû, ëàãåðÿ), áóäåøü åçäèòü íà ìíîãèå âàæíûå ìåðîïðèÿòèÿ ( Êðåìëü, ìóçåè, òåàòðû ), ïîäãîòîâèøñÿ ê ñëóæáå â àðìèè, íàó÷èøñÿ âëàäåòü îðóæèåì, åñëè íå õîäèë íà áîðüáó, íå ñòðàøíî — íàó÷àò! äàø êëÿòâó, ïîëó÷èøü óäîñòîâåðåíèå, ôîðìó. Åñëè áîèøüñÿ- íå áîéñÿ, íè÷åãî ñòðàøíîãî â êàäåòêå íåòó!
Источник
Так КАДЕТов или КАДЕТ?
Не знаю, кого как, а меня «бьёт по ушам», когда услышу или прочту родное для меня слово «кадет» в родительном падеже множественного числа с окончанием –ОВ. К примеру, в статье Д.Костомарова «Судьба Морского кадетского корпуса» (смотри декабрьский прошлогодний номер «Кадетского братства») во второй колонке в верхнем абзаце «Кадетского братства» пишется: «…Морской кадетский корпус с четырёхлетним сроком обучения, рассчитанный в общей сложности на 500 кадет
ов». Конкретный пример привожу не для того, чтобы умалить ценность статьи (наоборот, она была прочитана мною с интересом), а для того, чтобы показать, что за примером «далеко ходить не надо»). Послушайте внимательно братьев-кадет из своего близкого окружения – и вы убедитесь, что это действительно так.
Правда, каюсь, сам был грешен, пока не встретился с настоящим (пишу это слово осознанно и твёрдо) кадетом Ильёй Жеребковым – воспитанником Первого Русского Великого Князя Константина Константиновича кадетского корпуса (живёт в Ростове-на-Дону, дай Бог ему здоровья!). Он первым в моей жизни сделал мне замечание о правильности употребления этого слова. В годы обучения в суворовском училище нам не объясняли значения слова «кадет», а тем более его правописания, хотя мы, суворовцы, называли друг друга не иначе как кадетами. Целесообразно отметить, что Илья после кадетского корпуса окончил Белградский университет, а, оказавшись в 1955 году на родине своих родителей, в России, всю свою трудовую деятельность связал с редактированием технической литературы. При общении с Ильёй чувствуешь его обширную начитанность, великолепное знание и владение русским языком. Слушая его плавную, красивую речь, порой задавался вопросом: неужели для того, чтобы правильно владеть русским языком, нужно обязательно пройти эмиграцию, обучение в русском кадетском корпусе за рубежом?
По сей день в ходе обсуждения прочитанной кадетской печати Илья отмечает мне все ошибки в статьях. И порой становится стыдно за нашу неграмотность. Не говорю уже об отечественном телевидении и жёлтой прессе, которые становятся образцом того, как не надо говорить и писать.
Братья-кадеты, к вам моё слово. Правда, не до каждого кадета оно дойдёт. Но если даже ограничиться числом подписчиков газеты, уже неплохо. Важно начать. Наша газета — это элемент нашей кадетской культуры, часть русской культуры. И она (газета) ни в одной статье не должна пренебрегать правописанием русского языка! А вслед за ней буквально все кадеты должны усвоить правильное произношение и написание этого слова.
Не хочу обидеть редколлегию. Номер от номера газета становится лучше и лучше. Всё реже и реже допускаются ошибки (а кто от них застрахован?). И это радует. Но поэтому и настал момент сказать о мелочи. Но важной мелочи. Важной для нас, кадет.
Согласитесь со мной (большинство из вас не один десяток лет прослужили в наших Вооружённых Силах): грамотный офицер, например, химических или инженерных войск, всегда вам доложит, что он отвечает (или, ранее служа, отвечал) за химическое (или инженерное) обеспЕчение (с ударением на букву Е в третьем слоге), а не за обеспечЕние. С этого слова начинается его образование и военно-специальная культура. Понимаю, что есть «упёртые» люди, знающие, как надо правильно произносить слово, но упорно продолжающие говорить «по старинке». А для того, кто считает себя кадетом, таким для него является слово «кадет». В полной ли мере достоин человек называть себя кадетом, не зная правильного написания этого слова?
Итак, я подошёл к основному. Так как же правильно сказать или написать в родительном падеже множественного числа: кадетов или кадет?
Для авторитетности, обращаюсь к «Толковому словарю русского языка» С.Ожегова и Н.Шведовой (к которому в своё время меня отправил Илья: «Если что неясно – читай словарь»). У меня он 2005 года издания. В нём написано (дословно):
КАДЕТ1, -а, род. мн. кадет (при собир. знач.) и кадетов (при обозначении отдельных лиц), м. В дореволюционной России: воспитанник кадетского корпуса (см. корпус в 6 знач.). II прил. кадетский, — ая, -ое.
КАДЕТ2, -а, род. мн. –ов, м. Член партии конституционных демократов, существовавшей в России в 1905-1917 гг., и партии, основанной под тем же названием в 1991 г. II ж. кадетка, -и (разг.). II прил. кадетский, -ая, -ое.
Так что, оказывается, севастопольский Морской кадетский корпус был рассчитан на 500 кадет. А в партийном строю кадетов оказался Милюков.
«Кадетское братство», №3 2007 г.
P.S. В данной публикации я не привёл примера употребления слова «кадет» в родительном падеже множественного числа для обозначения отдельных лиц («В строю не оказалось кадетов Петрова и Иванова»), что послужило причиной дискуссии на страницах газеты. Важно отметить, что в этом понимании мои «оппоненты» ничем не противоречили канонам упомянутого словаря С.Ожегова и Н.Шведовой. Но я умышленно не привёл такого примера, потому что
во-первых, считаю, что склонение слова «кадет» должно быть по одной аналогии с таким словом как «солдат» и ему подобных («Нет солдат Петрова и Иванова»),
а во-вторых, потому что от того же авторитетного для меня кадета Ильи Жеребкова когда-то услышал и запомнил на всю оставшуюся жизнь: «Мы никогда не говорили «кадетов»!
А «мы» — это те, кто волею судьбы из далёкой России, родившей 30 кадетских корпусов, унесли с собой за кордон русский язык, сохранили его в чистоте и донесли до нашего времени.
29 сентября 2009 года
(https://kkcby.narod.ru/states/tak_kadetov.html)
С благодарностью воспринял появление на сайте Фонда содействия кадетским корпусам имени Алексея Йордана статьи от 18 марта 2010 года:
Для кадет и кадетов. КАК ПИСАТЬ ПРАВИЛЬНО?
(сомневающимся журналистам и самоуверенным корректорам посвящается)
Наверное, каждый, кто пусть даже поверхностно интересуется кадетским образованием, рано или поздно сталкивается с вопросом: а как же правильно говорить и писать, имея в виду воспитанников кадетских корпусов – для кадет или для кадетов?
В Фонде содействия кадетским корпусам им. Алексея Йордана мы всегда придерживались дореволюционной традиции, сохранившейся у выпускников русских кадетских корпусов за рубежом. То есть у кадет (не кадетов). К слову, такого же написания придерживаются и в современных кадетских корпусах России.
А вот во всех без исключения современных изданиях и средствах массовой информации пишут и говорят только «про кадетов». И никак иначе.
Так как же правильно? У кадет (без окончания) – это дань традиции, устаревшая форма, или она обусловлена правилами русской грамматики?
Мы решили проконсультироваться с авторитетными источниками — порталом Грамота.ру и справочником Розенталя (Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Под ред. И. Б. Голуб. – 3-е изд., испр. – М.: Рольф, 2001. – 368 с.), который уже многие десятилетия является «прекрасным справочным пособием для педагогов, студентов и школьников, издательских работников и для всех, кто хочет писать грамотно».
Грамота.ру в разделе «Проверка слов», ссылаясь на разные источники, в целом допускает использование окончания –ов. Например, «Большой толковый словарь»: 1. КАДЕТ, -а; мн. род. кадет; (разг.) -тов; м. [франц. cadet]. Русское словесное ударение: кадет, -а; р. мн. кадет и кадетов(воспитанник кадетского корпуса).
При этом дается также указание на различие между кадетами, учащимися кадетских корпусов и кадетами, членами конституционно-демократической партии. Если первые во множественном числе могут иметь нулевое окончание, то вторые обязаны иметь окончание –ов.
Розенталь по этому поводу высказывается гораздо более определенно. В параграфе 154, Окончания родительного падежа множественного числа, говорится, что «многие имена существительные мужского рода с непроизводной основой на твердый согласный (кроме шипящих) имеют в родительном падеже множественного числа форму без окончания (так называемое нулевое окончание)». К ним, в частности, относятся: «названия воинских групп, прежних родов войск и т.п.: (отряд) партизан, солдат, (отряд) гренадер, гусар, драгун, кадет (ср.: партия кадетов), кирасир, улан; но: минеров, мичманов, саперов; колебания: гардемаринов – гардемарин и некоторые другие».
Кстати, не только до революции слово кадет обозначало несколько понятий. Есть пример и из современной действительности. Вот цитаты из новостей: Европейский союз настольного тенниса публикует сентябрьский рейтинг юниоров и кадетов; чемпионат мира среди кадетов и юниоров. О каких кадетах идет речь, неужели о воспитанниках кадетских корпусов? Вот и нет – здесь имеют в виду юных спортсменов (кадетами называют детей из возрастной категории, предшествующей юниорам).
Русский язык, конечно, живой организм, он развивается по собственным законам. Но мы, пожалуй, не побоимся прослыть консерваторами, и продолжим по возможности следовать традиции грамотной речи. К чему призываем также и кадет, кадетов и юниоров, журналистов и корректоров.
(https://fskk.ru/news/index.asp?nID=972&gID=1#972)
Источник
«Кадры воспитывают с юности, как честь смолоду берегут», – именно этот принцип лег в основу появившейся в Российской империи в начале XVIII века системы кадетского воспитания. Позднее, в XX веке, в страшную Гражданскую войну, кадетов назовут знаменем и совестью русской армии.
Фельдмаршал Михаил Кутузов, адмиралы Федор Ушаков и Иван Крузенштерн, конструктор первого самолета контр-адмирал Александр Можайский, летчик Петр Нестеров (первый в мире выполнивший «мертвую петлю»), знаменитый путешественник Николай Пржевальский, великие композиторы Николай Римский-Корсаков, Александр Скрябин, Сергей Рахманинов – что объединяет этих и еще множество других наших выдающихся соотечественников? Все они в разное время были кадетами Российской Империи.
Слово «кадет» происходит от уменьшительного «капдет» на гасконском наречии, что означает «маленький капитан» или «маленький глава». Ту роль, которую сыграли «маленькие капитаны» в истории России, переоценить сложно: конечно, не все из них стали профессиональными военными, но очень многие продвигали отечественное искусство, науку и культуру на благо Отечества. И очень многие выпускники кадетских корпусов навсегда вписаны в золотые страницы истории России.
«Учение доброе и основательное есть всякой пользы отечества аки корень, семя и основание»
Кадетские корпуса, по сути, стали ответом на требования, которые выдвинуло новое время, время революционных преобразований Петра Великого. Вышедшему на новый виток развития государству жизненно необходимо было создать привилегированную касту военных, целые династии, уважающие традиции собственной страны, знающие ее историческое и культурное наследие и обладающие четкой гражданской патриотической позицией. Подобно тому, как еще при жизни царя-реформатора для детей духовенства были созданы специальные школы, для детей мещан и разночинцев – цифирные училища, для солдатских детей – гарнизонные школы, так же начали возникать и закрытые школы для дворянских детей.
Еще в 1701 г. Петр I основал «Школу математических и навигацких наук», чуть позже возникли специальные инженерные и артиллерийские школы. Но образованных и хорошо подготовленных кадров для огромной армии все равно не хватало, и поэтому императрица Анна Иоанновна, взошедшая на престол в январе 1730 года, живо отреагировала на предложение президента Военной коллегии графа Миниха и посла России в Берлине графа Ягужинского учредить в России кадетский корпус.
В основу проекта изначально были заложены уставы прусского и датского кадетских корпусов, и в 1731 г. в Санкт-Петербурге открылись классы, названные «Рыцарской академией». Но уже в том же 1731 году вышел указ императрицы об учреждении «Корпуса кадет шляхетских». В этом указе говорилось: «Повелеваю учредить школы, чтобы все служилых отцов дети имели надежное пропитание, обучались, кто к каким наукам склонность имеет. Дабы со временем не только государству могли быть полезными, но и сами себе теми науками пропитание снискать могли».
К числу «пользительных Отечеству ремесел» Анна Иоанновна отнесла не только воинское дело, но и «науки разные: чтение и письмо, закон божий, арифметику и геометрию, географию и историю, умение на конях скакать, танцы, языки иностранные и прочее».
17 февраля 1732 года состоялось открытие первого кадетского корпуса в России. В этот день в строю стояло уже 56 воспитанников, однако вскоре число кадетов было увеличено до 300; начали открываться и другие кадетские корпуса.
Вместе с тем, не все шло ровно и гладко – и прежде всего потому, что в России на тот момент еще не существовало как таковой педагогической науки, теоретических и практических наработок, элементарно – учебников. Книги, амуницию, математические приборы (в особенности – циркули) приходилось заказывать в Нарве, Ревеле и Риге. Не было и достаточного количества преподавателей, которые могли бы обучать воспитанников предметам, входящим в программу. Первых учителей вообще принимали на службу без тщательной проверки – лишь бы соискатель имел свое жилье неподалеку от корпуса.
Чем аристократичнее школа — там суровее порядки
С самого начала Кадетский корпус находился под самым пристальным вниманием первых лиц Российской империи. Правители страны, а также высший командный состав армии и видные государственные деятели регулярно посещали кадетов, вносили свои поправки в учебную программу, даже принимали экзамены. Так, Екатерина II стала «шефом корпуса», а со времен Александра I присутствие на летних лагерных сборах отпрысков царской династий вообще стало обычным делом.
При Николае I в корпусе обучались цесаревич Александр Николаевич, и его братья – великие князья Константин, Николай и Михаил Николаевич.
Вместе с тем, в столь привилегированное учебное заведение могли попасть не только дети из знатных родовитых семейств, но и дети обычных штабс-офицеров. Преимуществами обладали мальчики из неимущих семей и те, чьи отцы были ранены или убиты на войне. При всей своей закрытости и элитарности, эта школа не отличалась снобизмом, столь присущим современным «аристократичным» школам для маленьких нуворишей.
Сделать такие выводы можно, изучая правила корпуса:
– При поступлении с родителей брали подписку о том, что они добровольно отдают ребенка в заведение не менее чем на пятнадцать лет и «даже во временные отпуски брать не будут».
– Все кадеты проживали вместе на территории корпуса, под надзором со стороны воспитателей. Один капитан с поручиком всегда безотлучно находился с кадетами.
– В комнатах кадеты размещались по 6-7 человек, из которых один назначался старшим.
– В процессе учебы кадеты строго руководствовались расписанием занятий.
– Надзиратели обязаны были воспитывать в кадетах «учтивость, пристойную покорность, умение повелевать и бороться с ложью и другими непристойными пороками».
– Помимо основной учебы, кадетов обучали строевой подготовке, они участвовали в парадах, несли караульную службу; сдавали публичные экзамены в присутствии императрицы или министров, генералитета.
Словом, обучение в корпусе никак нельзя было назвать простым и легким, а самих кадетов – «мальчиками-мажорами». Например, все они работали в токарных и столярных мастерских: считалось, что будущий офицер обязан уметь все. Внеклассные часы также были загружены до предела – кадеты занимались спортом, фехтованием, выездкой, танцами, иностранными языками, пением, музыкой, декламацией, участвовали в театральных постановках.
Самое же главное внимание уделялось тому, чтобы привить будущему офицеру необходимые нравственные качества: так, в кадетских корпусах строго запрещались «дедовщина», вранье и ябедничество. Старшие кадеты обязаны были заботиться о младших, и помогать им в учебе. За леность и равнодушие отпрыск даже самого благородного рода мог быть запросто отчислен из школы. Прилежных же учеников поощряли походами в театр, на городские ярмарки, народные гуляния и «на пироги» в офицерские семьи.
Генерал-поручик Иван Иванович Бецкий, сподвижник Екатерины II, в написанном им новом уставе кадетского корпуса, кратко и емко описал цели и задачи такого воспитания:
а) сделать человека здоровым и способным сносить воинские труды;
б) украсить сердце и разум делами и науками, потребными гражданскому судье и воину;
в) взрастить младенца здорового, гибкого и крепкого, вкоренить в душе его спокойствие, твердость и неустрашимость.
Еще генерал-поручик сформулировал два правила, абсолютно необходимых с его с точки зрения, для воспитания «новых людей». Во-первых, принимать в корпус детей не старше шести лет (в этом возрасте, по его мнению, еще можно освободить ребенка от пороков, заимствованных им в семье), и, во-вторых, безотлучное пребывание воспитанника в корпусе в течение 15 лет при редких, устанавливаемых начальством свиданиях с родственниками под присмотром воспитателей. Это опять же необходимо для изоляции «от вредного влияния со стороны старой породы».
«Шагнули из строя земного в строй небесный»
На протяжении двух с лишним веков воспитанники кадетских корпусов были цветом нации, и с честью выполняли наказ Петра Великого «искать того, чтобы быть на море во время боя». С той же жертвенностью и преданностью своему долгу встретили они Октябрьский переворот 1917 года. На тот момент в России было открыто тридцать кадетских корпусов, а также юнкерские училища. И ни один кадетский корпус из тридцати, и ни одно юнкерское офицерское училище не изменило присяге.
Когда в Петербурге мимо кадетских корпусов в феврале 1917 года двигались демонстрации «освобожденного пролетариата», кадеты распахивали окна и пели у окон гимн старой России, рискуя быть растерзанными неуправляемой толпой. В Москве юнкера и кадеты с небольшим количеством офицеров захватили Кремль и мужественно защищали его. У них не было союзников, они были одиноки, и с гордостью обреченных защищали то, что было главным символом их убеждений.
Юнкера и кадеты хлынули в Белую армию, и быстро стали ощутимой угрозой для большевиков. Современник тех трагических событий пишет: «Они говорили басом, чтобы казаться старше. Они изнемогали под тяжестью солдатской пехотной винтовки. Они совершали огромные, никакими уставами не предусмотренные переходы. Они тонули в реках, замерзали в снегах, безропотно голодали, переживали отчаяние безнадежности. Слово «кадет» стало самым ненавистным и самым яростным символом для революционеров».
В конце концов генерал Врангель, чтобы уберечь оставшихся в живых кадетов, создал в Крыму новый кадетский корпус и собрал туда со всех фронтов сражавшихся юношей. За парты вновь сели мальчики, но уже опаленные войной, – только Георгиевских кавалеров на этом курсе оказалось более сорока человек. После того как Белая армия потерпела поражение, эмигранты создали несколько кадетских корпусов в Сербии и во Франции. Это – единственный случай, когда военное учреждение одной страны существовало на территории другого государства. Кадетское движение за рубежом – еще одна страница нашей истории, которую нужно знать каждому.
Во времена СССР были открыты Суворовские и Нахимовские училища. Создание таких училищ было велением времени и стало заметной страницей в истории отечественной армии и флота. Но возрождение кадетских корпусов с их уникальным опытом воспитанием гражданина и патриота стало возможным лишь после 1991 года.
Источник