Школа больных ревматоидным артритом
1
Ревматоидный артрит Школа Здоровья
2
Занятие 1
3
Ревматоидный артрит (РА) – хроническое воспалительное заболевание суставов с нередким вовлечением в патологический процесс внутренних органов. Нормальный сустав Воспаление сустава
4
Почему развивается РА? наследственность инфекции дисбаланс в системе иммунитета
5
Какие симптомы характерны для РА? Симметричное воспаление суставов Утренняя скованность более 30 минут -1 часа Продолжительность болезни более 6 недель Ревматоидные узелки
6
Функция: 1.Одеться, включая завязывание шнурков, застегивание пуговиц 2. Вымыть и расчесать волосы 3. Встать с кресла без помощи рук 4. Лечь и встать с постели 5. Резать продукты ножом 6. Поднять полную чашку ко рту 7. Открыть упаковку молока, мыльницу 8. Открыть дверцу холодильника 9. Ходить без палки 10. Ходить без костыля 11. Подняться по лестнице 12. Спуститься по лестнице 13. Вымыть и вытереть тело полностью 14. Сесть и встать с унитаза 15. Нагнуться, чтобы поднять что-либо с пола 16. Завести часы 17. Использовать ручку, карандаш 18. Войти и выйти из автобуса 19. Ходить за покупками 20. Открыть дверь машины. Оценка: без труда- 1 балл, 2- с некоторым затруднением, 3- с большим трудом, 4- не может сделать. Функция сохранена баллов Ограничена баллов Утрачена баллов.
7
Занятие 2
8
В основе нарушения функции сустава лежит: антиген — антитело, остаются на суставе, они не успевают выводиться из организма с током крови. «Защитники» вместе с антигеном оседают на поверхностях суставов, это приводит к образованию язв — эрозий. Однако организм построен так, что все дефекты — язвы должны быть заживлены, поэтому идет активная «работа» по их закрытию. Поврежденное место замещается соединительной тканью, так образуется рубец, который приводит к уменьшению эластичности суставов и ухудшению их работы.
9
Причины приводящие к нарушению функции суставов: 1.Отек- воспаление. 2. «Засорение» суставной жидкости иммунными частицами, как крошками крупы. 3. Образование язв-эрозий, которые болят. 4. Атрофия мышц (из-за болей движения в суставах ограничены, они малоподвижны, мышцы не тренируются и слабеют, атрофируются). 5. Общие симптомы воспаления (температура, слабость) снижают аппетит, количество белка для работы мышц становится недостаточным.
10
«Движение — это жизнь»
11
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ мин. ОСНОВНОЙ (ТРЕНИРУЮЩИЙ) мин. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ 10 – 15 мин. 1 период — подготовительный. Цель: обучить расслаблению, правильному дыханию при сочетании с физической нагрузкой 2 период — основной или тренирующий. Цель: укрепить мышечную силу, увеличить объем движений, восстановить функцию суставов. 3 период — заключительный Цель: подготовить к активному образу жизни.
12
Правила: 1. Соблюдение правильной оси кисти при любой работе. 2. Максимальное уменьшение нагрузки на концевые фаланги (кончики пальцев). 3. Исключение движений в сторону мизинца. 4. Сохранение поперечного и продольного свода кисти (основные положения кисти: кисть на ребре или ладони). 5. Правильное расположение кисти в покое (кисть на ребре, на предплечье, на конусе, цилиндре или шаре). 6. Использование хвата (ручки) конусовидной или цилиндрической формы. 7. При письме применение только утолщенных конусовидных ручек или карандашей.
13
Занятие 3
14
Нормальный вес: Для мужчин = рост –100 Для женщин вес = (рост – 100) – 10% от этой разницы
15
16
Занятие 4
17
Все лечение делится на 2 основные направления: 1. повлиять на иммунные механизмы, изменить их в правильную сторону; 2. снять боль, т.к. именно она является причиной ограничения всех сторон жизни нашим больным.
18
19
Есть ли другие базисные препараты? Да, их много: препараты золота, делагил и плаквенил, салазопрепараты, циклофосфан, лейкеран.
20
Зависит ли эффект преднизолона от дозы? Да, причем если больной принимает малую поддерживающую дозуэто 7,5-10 мг в сутки, то действие оказывается только противовоспалительное, без серьезного влияния на иммунную систему. Большие же дозы мг в сутки (это 8-12 таблеток) действуют, как метотрексат, блокируя иммунную систему. Однако такие дозы можно использовать только на короткое время и только по рекомендации врача, т.к. именно они вызывают грозные осложнения со стороны желудка, костей, кожи, из-за чего и пошла плохая «слава» преднизолона и боязнь применения гормонов.
21
Занятие 5
22
Почему развивается деформация – изменения суставов? Потому, что язвы- эрозии суставов постепенно затягиваются, при этом закрывается — становится тугоподвижным и сам сустав. Слабеют связки и мышцы, начинает изменяться ось руки, т.е. кисть начинает разворачиваться в сторону. Эти перемены врачи называют «ластом моржа». При таком состоянии функция сустава хоть и нарушена, но еще возможна
23
Что нужно делать, чтобы не было остеопороза? Прежде всего суставам нужно давать хорошую нагрузку, т.е. проводить лечебную физкультуру. Осложнения: Как и при любом заболевании, при РА страдают целые системы организма. Поскольку РА- это иммунное заболевание и, мы уже говорили, что идет образование большого количества иммунных комплексов, которые прежде, чем попадают в сустав, длительно находятся в сосудах. Каждый орган получает питательные вещества через сосуды, поэтому находящиеся в них лишние иммунные комплексы вызывают их повреждение и воспаление (васкулит). Воспаление сосудов вызывает нарушение функции органов и систем.
24
25
Какие курорты полезны? Возможно лечение водами, грязями и климатом, но не желательно посещение курортов в жаркое и холодное время года. В выборе курорта всегда поможет врач.
26
Итак, все вопросы лечения лучше обсуждать с лечащем врачом, а не соседями и друзьями.
Источник
1. <div><p>Брундтланд ГХ. Речь на открытии заседания научной группы ВОЗ по ущербу при мышечно–скелетных заболеваниях (The Bone and Joint Decade 2000–2010, 13 January 2000, Geneva). Научно-практическая ревматология. 2001;(1):5–7. [Dr. Brumitland Gro Harlem. Open session of who scientific group on thii burden of musculoskeletal diseases (The Bone and Joint Decade 2000-2010 13.01.2000. Geneva). Rheumatology Science and Practice. 2001;(1):5–7.]</p><p>Вялков АИ, Гусев ЕИ, Зборовский АБ, Насонова ВА. Основные задачи международной Декады (The Bone and Joint Decade 2000–2010) в совершенствовании борьбы с наиболее распространенными заболеваниями опорно–двигательного аппарата в России. Научно-практическая ревматология. 2001;(2):4–8. [Vyalkov AI, Gusev EI, Zborovsky AB, Nassonova VA. Basic objectives of international “The bone and joint decade 2000-2010” in improvement of the measures against the most prevalent diseases of locomotor system in Russia. Rheumatology Science and Practice. 2001;(2):4–8.]. DOI: https://dx.doi.org/10.14412/1995-4484-2001-391.</p><p>Smolen JS, Alethaha D, Bijlsma JW, et al. Treating rheumatoid arthritis to target: recommendations of an international task force. Ann Rheum Dis. 2010;69(4):631–7. DOI: https://dx.doi.org/10.1136/ard.2009.123919.</p><p>Smolen JS, Landewe R, Breedveld FC, et al. EULAR recommendations for the management of rheumatoid arthritis with synthetic and biological disease-modifying antirheumatic drugs. Ann Rheum Dis. 2010;69(4):964–75. DOI: https://dx.doi.org/10.1136/ard.2009.126532.</p><p>Alethaha D, Neogi T, Silman AJ, et al. 2010 Rheumatoid Arthritis Classification Criteria. Arthritis Rheum. 2010;62(9):2569–81. DOI: https://dx.doi.org/10.1002/art.27584.</p><p>Felson D, Smolen J,Wells G. American College of Rheumatology/European League Against Rheumatism provisional definition of remission in rheumatoid arthritis for clinical trials. Arthritis Rheum. 2011;63(3):573–86. DOI: 10.1002/art.30129.</p><p>Arnett FC, Edworth SM, Bloch DA, et al. The American Rheumatism Association 1987 revised criteria for the classification of rheumatoid arthritis. Arthritis Rheum. 1988;31(3):315–24. DOI: https://dx.doi.org/10.1002/art.1780310302.</p><p>Насонов ЕЛ. Фармакотерапия ревматоидного артрита – современные рекомендации. Врач. 2007;(1):38–42. [Nasonov EL. Farmakoterapiya revmatoidnogo artrita – sovremennye rekomendatsii. Vrach. 2007;(1):38–42.]</p><p>Van der Heijde DMFM, van’t Hof MA, van Riel PLCM, et al. Judging disease activity in clinical practice in rheumatoid arthritis: first step in the development of a disase activity score. Ann Rheum Dis. 1990;49(11):916–20. DOI: https://dx.doi.org/10.1136/ard.49.11.916.</p><p>Олюнин ЮА. Определение активности воспалительного процесса и оценка эффективности системной и локальной терапии ревматоидного артрита. [Дис. … д-ра мед. наук.] Москва; 2007. 224 с. [Olyunin YuA. Opredelenie aktivnosti vospalitel’nogo protsessa i otsenka effektivnosti sistemnoi i lokal’noi terapii revmatoidnogo artrita. [Dis. … d-ra med. nauk.] Moscow; 2007. 224 p.]</p><p>Олюнин ЮА, Балабанова РМ. Определение активности ревматоидного артрита в клинической практике. Терапевтический архив. 2005;(5):23–6. [Olyunin YuA, Balabanova RM. Evaluation of rheumatoid arthritis activity in clinical practice. Terapevticheskii arkhiv. 2005;(5):23–6.]</p><p>Alethaha D, Smolen J. The Simplified Disease Activity Index (SDAI) and the Clinical Disease Activity Index (CDAI): a review of their usefulness and validity in rheumatoid arthritis. Clin Exp Rheum. 2005;23(39):100–08.</p><p>Smolen JS, Breedveld FC, Schiff MH, et al. A simplified disease activity index for rheumatoid arthritis for use in clinical practice. Rheumatology (Oxford). 2003;42(2):244–57. DOI: https://dx.doi.org/10.1093/rheumatology/keg072.</p><p>Чемерис НА, Каратеев ДЕ, Насонов ЕЛ. Новые подходы к оценке активности ревматоидного артрита: упрощенный индекс активности болезни SDAI (Simplified Disease Activity Index) при раннем артрите. Научно-практическая ревматология. 2005;(2):7–10. [Chemeris NA, Karateev DE, Nassonov EL. New approaches to the assessment of rheumatoid arthritis activity: Simplified Disease Activity Index (SDAI) TOC o «1-5» h z in early arthritis. Rheumatology Science and Practice. 2005;(2):7–10.]. DOI: https://dx.doi.org/10.14412/1995-4484-2005-1516.</p><p>Sokka T, Hetland ML, Makinen H, et al. Remission and rheumatoid arthritis: Data on patients receivingusual care in twenty-four countries. Arthritis Rheum. 2008;58(9):2642–51. DOI: 10.1002/art.23794.</p><p>Mierau M, Schoels M, Gonda G, et al. Assessing remission in clinical practice. Rheumatology (Oxford). 2007;46(6):975–9. DOI: https://dx.doi.org/10.1093/rheumatology/kem007.</p><p>Насонов ЕЛ, Каратеев ДЕ, Балабанова РМ. Ревматоидный артрит. Насонова ЕЛ, Насонова ВА, редакторы. Ревматология. Национальное руководство. Москва: ГЭОТАР-Медиа; 2008. С. 290–331. [Nasonov EL, Karateev DE, Balabanova RM. Revmatoidnyi artrit. Nasonova EL, Nasonova VA, editors. Revmatologiya. Natsional’noe rukovodstvo. Moscow: GEOTAR-Media; 2008.P. 290–331.]</p><p>Насонов ЕЛ, редактор. Ревматология. Клинические рекомендации. Москва: ГЭОТАР-Медиа; 2010. 752 c. [Nasonov EL, editor. Revmatologiya. Klinicheskie rekomendatsii. Moscow: GEOTAR-Media; 2010. 752 p.]</p><p>Riemsma RP, Kirwan JR, Taal E, et al. Patient education for adults with rheumatoid arthritis. Cochrane Database Syst Rev. 2003;2:003688.</p><p>Warsi A, La Valley MP, Wang PS, et al. Arthritis self-management education programs: a meta-analysis of the effect on pain and disability. Arthritis Rheum. 2003;48(8):2207–13. DOI: https://dx.doi.org/10.1002/art.11210.</p><p>О введении в действие отраслевого стандарта «Сложные и комплексные медицинские услуги». Приказ МЗ РФ № 269 от 16.07.2001. Москва: МЗ РФ; 2001. [O vvedenii v deistvie otraslevogo standarta «Slozhnye i kompleksnye meditsinskie uslugi». Prikaz MZ RF № 269 ot 16.07.2001. Moscow: MZ RF; 2001.]</p><p>Балкаров ИМ, Шоничев ДГ, Козлова ВГ и др. Некоторые подходы к повышению качества лечения пациентов с артериальной гипертензией (опыт «школы» пациента с артериальной гипертензией). Терапевтический архив. 2000;(1):47–51. [Balkarov IM, Shonichev DG, Kozlova VG i dr. Nekotorye podkhody k povysheniyu kachestva lecheniya patsientov s arterial’noi gipertenziei (opyt «shkoly» patsienta s arterial’noi gipertenziei). Terapevticheskii arkhiv. 2000;(1):47–51.]</p><p>Замотаев ЮН, Косов ВА, Мандрыкин ЮВ. Опыт применения программы медицинской и психологической поддержки больных, перенесших кардиохирургические операции. Терапевтический архив. 2000;(1):25–8. [Zamotaev YuN, Kosov VA, Mandrykin YuV. Opyt primeneniya programmy meditsinskoi i psikhologicheskoi podderzhki bol’nykh, perenesshikh kardiokhirurgicheskie operatsii. Terapevticheskii arkhiv. 2000;(1):25–8.]</p><p>Бакшеев ВИ, Коломоец НМ. Гипертоническая болезнь. Как жить и выжить? Учебно-методическое пособие к занятиям в школе больного гипертонической болезнью (советы больному с повышенным артериальным давлением). Москва; 2002. 96 с. [Baksheev VI, Kolomoets NM. Gipertonicheskaya bolezn’. Kak zhit’ i vyzhit’? Uchebno-metodicheskoe posobie k zanyatiyam v shkole bol’nogo gipertonicheskoi bolezn’yu (sovety bol’nomu s povyshennym arterial’nym davleniem). Moscow; 2002. 96 s.]</p><p>Гиляревский СР, Орлов ВА, Боева OA. Терапевтическое обучение больных с хронической сердечной недостаточностью: методические вопросы и практическое применение. Российский кардиологический журнал. 2000;(5):64–9. [Gilyarevskii SR, Orlov VA, Boeva OA. Terapevticheskoe obuchenie bol’nykh s khronicheskoi serdechnoi nedostatochnost’yu: metodicheskie voprosy i prakticheskoe primenenie. Rossiiskii kardiologicheskii zhurnal. 2000;(5):64–9.]</p><p>Гиляревский СР, Орлов ВА, Середенина ЕМ. Самоконтроль и самолечение больных с хронической сердечной недостаточностью: граница эффективности и безопастности. Журнал сердечная недостаточность. 2002;(5):237–44. [Gilyarevskii SR, Orlov VA, Seredenina EM. Samokontrol’ i samolechenie bol’nykh s khronicheskoi serdechnoi nedostatochnost’yu: granitsa effektivnosti i bezopastnosti. Zhurnal serdechnaya nedostatochnost’. 2002;(5):237–44.]</p><p>Гнездилова ЕВ. Опыт работы «школы для больных хроническим обструктивным бронхитом». Клиническая медицина. 2002;80(12):57–60. [Gnezdilova EV. Opyt raboty «shkoly dlya bol’nykh khronicheskim obstruktivnym bronkhitom». Klinicheskaya meditsina. 2002;80(12):57–60.]</p><p>Данилов ЮА, Карташов ВТ, Бакшеев ВИ. Обучение больных ишемической болезнью сердца, перенесших операции на коронарных артериях, в «школе коронарных больных». Клиническая медицина. 2003;81(3):47–50. [Danilov YuA, Kartashov VТ, Baksheev VI. Learning of patients with coronary heart disease after operations on the coronary arteries at «School for Coronary Patients». Klinicheskaya meditsina. 2003;81(3):47–50.]</p><p>Дедов ИИ, Анциферов МБ, Галстян ГР и др. Обучение больных сахарным диабетом. Москва: Берег; 1999. 304 с. [Dedov II, Antsiferov MB, Galstyan GR i dr. Obuchenie bol’nykh sakharnym diabetom. Moscow: Bereg; 1999. 304 p.]</p><p>Романова СЕ, Вахрушев ЯМ, Козлова ТЛ и др. Роль астма-школы в достижении комплаенса между больными бронхиальной астмой и медперсоналом. В кн.: Сборник тезисов XII национального конгресса по болезням органов дыхания. Москва; 2002. 186. [Romanova SE, Vakhrushev YaM, Kozlova TL i dr. Rol’ astma-shkoly v dostizhenii komplaensa mezhdu bol’nymi bronkhial’noi astmoi i medpersonalom. V kn.: Sbornik tezisov XII natsional’nogo kongressa po boleznyam organov dykhaniya. Moscow; 2002. 186.]</p><p>Оганов РГ, редактор. Школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией: Информационно-методическое пособие для врачей. Москва; 2002. 62 с. [Oganov RG, redaktor. Shkola zdorov’ya dlya patsientov s arterial’noi gipertoniei: Informatsionno-metodicheskoe posobie dlya vrachei. Moscow; 2002. 62 p.]</p><p>Лесняк ОМ, Пухтинская ПС. Школа здоровья. Лесняк ОМ, редактор. Остеоартрит: Руководство для врачей. Москва: ГЭОТАР-Медиа; 2008. 104 с. [Lesnyak OM, Pukhtinskaya PS. Shkola zdorov’ya. Lesnyak OM, redaktor. Osteoartrit: Rukovodstvo dlya vrachei. Moscow: GEOTAR-Media; 2008. 104 p.]</p><p>Лесняк ОМ, Евстигнеева ЛП, Кузнецова НМ и др. Школа здоровья. Лесняк ОМ, редакторв. Остеопороз: Руководство для врачей. Москва: ГЭОТАР-Медиа; 2008. 64 с. [Lesnyak OM, Evstigneeva LP, Kuznetsova NM i dr. Shkola zdorov’ya. Lesnyak OM, redaktorv. Osteoporoz: Rukovodstvo dlya vrachei. Moscow: GEOTAR-Media; 2008. 64 p.]</p><p>Михайлова НВ, Калинина АМ, Олейников ВГ и др. Школа здоровья для пациента – важнейший фактор качества медицинской помощи. Профилактика заболеваний и укрепления здоровья. 2004;(2):3–10. [Mikhailova NV, Kalinina AM, Oleinikov VG i dr. Shkola zdorov’ya dlya patsienta – vazhneishii faktor kachestva meditsinskoi pomoshchi. Profilaktika zabolevanii i ukrepleniya zdorov’ya. 2004;(2):3–10.]</p><p>Ребров АП, Белоусова ВГ, Инамова ОВ. Внедрение программы образования больных в ревматологическом стационаре. Научно-практическая ревматология. 2002;(4):121–8. [Rebrov AP, Belousova VG, Inamova OV. Vnedrenie programmy obrazovaniya bol’nykh v revmatologicheskom statsionare. Rheumatology Science and Practice. 2002;(4):121–8.]</p><p>Оттева ЭН. Cтруктурированная обучающая программа для пациентов с ревматоидным артритом. Научно-практическая ревматология. 2009;(4):101–4. [Otteva EN. Structured teaching program for patients with rheumatoid arthritis. Rheumatology Science and Practice. 2009;(4):101–4.]. DOI: https://dx.doi.org/10.14412/1995-4484-2009-1158.</p><p>Орлова ЕВ, Денисов ЛН, Арсеньев АО, Каратеев ДЕ. Оценка приверженности больных ревматоидным артритом фармакологическим и немедикаментозным методам лечения и ее динамика под влиянием образовательной программы. Научно-практическая ревматология. 2012;52(3):68–74. [Orlova EV, Denisov LN, Arsenyev AO, Karateev DE. Assessment of adherence to drug and non-drug treatments and its changes under the influence of an education program in patients with rheumatoid arthritis. Rheumatology Science and Practice. 2012;52(3):68–74.]. DOI: https://dx.doi.org/10.14412/1995-4484-2012-712.</p><p>Орлова ЕВ, Денисов ЛН, Арсеньев АО и др. Клиническая эффективность образовательной программы для больных ревматоидным артритом. Научно-практическая ревматология. 2012;51(2):59–65. [Orlova EV, Denisov LN, Arsenyev AO, et al. Clinical efficiency of an education program for patients with rheumatoid arthritis. Rheumatology Science and Practice. 2012;51(2):59–65. DOI: https://dx.doi.org/10.14412/1995-4484-2012-1275.</p><p>Большакова ЕВ. Роль информации о болезни в системе реабилитации больных ревматоидным артритом [Автореф. дис. … канд. мед. наук]. Ярославль; 2003. 23 с. [Bol’shakova EV. Rol’ informatsii o bolezni v sisteme reabilitatsii bol’nykh revmatoidnym artritom [Avtoref. dis. … kand. med. nauk]. Yaroslavl’; 2003. 23 p.]</p><p>Шафиева ИА, Булгакова СВ, Давыдкин ИЛ. Эффективность обучающих программ у больных ревматоидным артритом и системным остеопорозом в амбулаторно-поликлинических условиях. Казанский медицинский журнал. 2008;89(4):423–6. [Shafieva IA, Bulgakov SV, Davydkin Summary IL. The effectiveness of training programs in patients with rheumatoid arthritis and systemic osteoporosis in polyclinic conditions. Kazanskii meditsinskii zhurnal. 2008;89(4):423–6.]</p><p>Brady TJ, Boutaugh ML. Self-management education and support. Bartlett S, editor. Clinical care in the rheumatic diseases. 3rd ed. Atlanta: American College of Rheumatology; 2006. P. 203–10.</p><p>Superio-Cabuslay E, Ward MM, Lorig KR. Patient education interventions in osteoarthritis and rheumatoid arthritis: a meta-analytic comparison with non-steroidal anti inflammatory drug treatment. Artritis Care Res. 1996;9(4):292–301. DOI: https://dx.doi.org/10.1002/1529-0131(199608)9:4%3C292::AID-ANR1790090414%3E3.0.CO;2-4</p><p>Stucki G, Liang M, Stucki S, et al. A self-administered rheumatoid arthritis disease activity index (RADAI) for epidemiological research. Psychometric properties and correlation with parameters of disease activity. Arthritis Rheum. 1995;38(6):795–8. DOI: https://dx.doi.org/10.1002/art.1780380612.</p><p>Крель АА, Каневская МЗ, Болотин ЕВ, Чичасова НВ. Объективизация проявлений ревматоидного артрита, характеризующих его активность и прогрессирование. Метод количественной оценки выраженности эрозивного артрита и темпов его прогрессирования в суставах кистей и стоп. Вопросы pевматологии. 1981;(3):11–5. [Krel’ AA, Kanevskaya MZ, Bolotin EV, Chichasova NV. Ob»ektivizatsiya proyavlenii revmatoidnogo artrita, kharakterizuyushchikh ego aktivnost’ i progressirovanie. Metod kolichestvennoi otsenki vyrazhennosti erozivnogo artrita i tempov ego progressirovaniya v sustavakh kistei i stop. Voprosy pevmatologii. 1981;(3):11–5.]</p><p>Glasgow RE, Goldstein MG, Ockene JK, Pronk NP. Translating what we have learned into practice: principles and hypotheses for interventions addressing multiple behaviors in primary care. Am J Prev Med. 2004;27 (2 Suppl):88–101. DOI: https://dx.doi.org/10.1016/j.amepre.2004.04.019.</p><p>Serdula MK, Khan LK, Dietz WH. Weight loss counseling revisited. JAMA. 2003;289(14):1747–50. DOI: https://dx.doi.org/10.1001/jama.289.14.1747.</p><p>Flocke SA, Clark A, Schlessman K, et al. Exercise, diet and weight loss advice in the family medicine outpatient setting. Fam Med. 2005;37(6):415–21.</p><p>Kaariainen M, Kukkurainen ML, Kyngas H, et al. Improving the quality of rheumatoid arthritis patients’ education using written information. Musculoskeletal Care. 2011;9(1):19–24. DOI: https://dx.doi.org/10.1002/msc.192.</p><p>Bijsma JWJ, Weinblatt ME. Optimal use of methotrexate: the advantage of tight control. Ann Rheum Dis. 2007;66(11):1409–10. DOI: https://dx.doi.org/10.1136/ard.2007.076463.</p><p>Vertappen SM, Jacobs JW, van der Veen MJ, et al. Intensive treatment with methotrexate in early rheumatoid arthritis: arming for remission. Computer Assisted Management in Early Rheumatoid Arthritis (CAMERA, an openlabel strategy trial). Ann Rheum Dis. 2007;66(11):1443–49. DOI: https://dx.doi.org/10.1136/ard.2007.071092. Epub 2007 May 22.</p><p>Оттева ЭН. Тщательный контроль – путь к оптимизации лечения больных ревматоидным артритом. Научно-практическая ревматология. 2010;(2):58–65. [Otteva EN. Tight control is a way of optimizing the treatment of patients with rheumatoid arthritis. Rheumatology Science and Practice. 2010;(2):58–65.]</p></div><br />
Источник