Школа пациентов с ревматоидным артритом

Школа для пациентов

Расписание «школы для пациентов» на 2019 год

Название занятияДата
Ревматоидный артрит10.04

16.05

19.06

Остеопороз02.04, 09.04, 16.04, 23.04, 30.04.

07.05, 14.05, 21.05, 28.05.

04.06, 11.06, 18.06, 25.06.

Боли в суставах и позвоночнике04.04, 24.04.

22.05.

27.06.

Применение преднизолона в ревматологии03.04.

05.06

Псориатический артрит, спондилоартриты29.05.

Все занятия начинаются в 15-00.

Посещение занятий бесплатное. Приглашаются все желающие.

Пациентам о школе ревматологических больных

Во всем мире, особенно в развитых странах, на протяжении последних 15 лет широко развивается образования пациентов по различным направлениям. Целью этого процесса является профилактика наиболее широко распространенных заболеваний, обучение людей раннему выявлению болезней и правильному образу жизни с ними (включая адекватное соблюдение врачебных рекомендаций). Так, например, уже давно разработаны образовательные программы для больных с гипертонической болезнью, сахарным диабетом, атеросклерозом, хроническим гепатитом, бронхиальной астмой, ожирением. В результате людям становится проще соблюдать рекомендации врачей. Они обучаются необходимым навыкам самостоятельного контроля за болезнью, ориентируются в показаниях за обращением к профессиональной помощи специалиста. Осознание того, что происходит с тобой и чего ждать дальше, помогает внести правильные изменения в свой образ жизни, что благоприятно сказывается на прохождении болезни, снижает риск развития осложнений и приводит к увеличению продолжительности жизни людей с хроническими заболеваниями.

На базе Клинической ревматологической больницы №25 с 2003 года проводятся регулярные занятия для пациентов в рамках «Школа для больных с ревматологическими заболеваниями». Занятия проходят в виде лекций для групп по 10-25 человек (без записи по принципу свободного посещения).

Посещать эти занятия бесплатно приглашаются все желающие:

  • уже побывавшие на приеме у специалистов КРБ;
  • те, кто только записан на прием к ревматологу;
  • пациенты, получающие стационарное лечение в КРБ;
  • родственники больных, интересующихся этими проблемами;
  • те, кто наблюдается в своих районных поликлиниках.

Лекции проводятся сотрудниками КРБ №25 и СЗГМУ им И.И. Мечникова. В доступной форме опытными специалистами, ведущими постоянную клиническую практику, предоставляется полная информация по следующим темам:

  • «Ревматоидный артрит. Современные подходы к лечению»
  • «Остеоартроз – механизм развития заболевания и способы современной терапии»
  • «Глюкокортикостероиды в лечении ревматологических заболеваний: когда без них не обойтись и как ими лечится без последствий»
  • «Остеопороз. Методы диагностики, лечения и профилактики осложнений.»
  • «Подагра – причины и механизмы заболевания, основные принципы лечении»

Лекторы в ходе занятий стараются разъяснить суть процессов, происходящих в организме при различных патологических процессах. Обсуждаются вопросы провоцирующих факторов для этих заболеваний, механизмы развития болезни, возможные осложнения. Достаточно подробно раскрываются основные современные подходы к их лечению причин. Затрагиваются проблемы безопасности терапии, профилактики побочных эффектов.

Основными задачами школы для пациентов является:

  •  повышение эффективности лечения ревматологических заболеваний путем разъяснения необходимости регулярного наблюдения у специалиста и правильного соблюдения врачебных рекомендаций ;

  • повышение качества жизни больных с хроническими заболеваниями опорно-двигательного аппарата (разъяснение соблюдения необходимых правил в повседневной жизни для замедления деформаций суставов, снижения вероятности переломов и др.);

  •  профилактика развития осложнений заболеваний и побочных эффектов медикаментозного лечения;

  • обучение пациентов методикам самоконтроля за заболеванием и лечением, принципам диетотерапии, выполнению элементов лечебной физкультуры, правилам ухода и т.д. ;

  • создание позитивного настроя и мотивации на улучшение состояния здоровья.

Основные аспекты, обсуждаемые на занятиях:

Основные аспекты, обсуждаемые на занятиях по ревматоидному артритуЗанятия по остеоартрозуЗанятия по глюкокортикостероидной терапииЗанятия по подагре

  • Основные механизмы патологического процесса, протекающие в организме при ревматоидном артрита (аутоиммунное воспаление, этапы поражения суставов).
  • Причины развития ревматоидного артрита и его обострений.
  • Способы современной диагностики ревматоидного артрита и его активности.
  • Возможные системные проявления ревматоидого артрита и их симптомы.
  • Способы самоконтроля за активностью заболевания.
  • Принципы современной терапии ревматоидного артрита:
    • противовоспалительные препараты (принципы подбора конкретного препарата, правильный и безопасный прием);
    • глюкокортикостероиды (место гормонов в лечении ревматоидного артрита, контроль и профилактика побочных эффектов);
    • традиционные базисные препараты (механизм подбора базисной терапии, контроль и профилактика побочных эффектов);
    • биологические препараты в лечении ревматоидного артритам (показания, механизм назначения и проведения лечения, контроль побочных эффектов).
  • Профилактика лекарственной гастропатии и остеопороза.
  • Основные принципы лечебной физкультуры и создание правильного двигательного стереотипа.

См. так же ревматические заболевания

Основные аспекты, обсуждаемые на занятиях:

  • Причины и провоцирующие факторы развития остеоартроза.
  • Механизм развития патологического процесса в суставе.
  • Основные клинические проявления остеоартроза.
  • Принципы современного лечения остеоартроза:
    a) противовоспалительные препараты (принципы подбора конкретного препарата, правильный и безопасный прием, профилактика гастропатии);
    b) хондропротекторы (принцип подбора и тактика лечения);
    c) препараты группы «протезов синовиальной жидкости» (показания, методика лечения);
    d) хирургическое лечение.
  • Лечебная физкультура, создание правильного двигательного стереотипа.
  • Способы ортопедической коррекции (принципы подбора ортезов, опорных элементов)
Читайте также:  Какие анализы надо сдавать при ревматоидном артрите

Основные аспекты, обсуждаемые на занятиях:

  • Что такое глюкокортикостероиды?
  • Место гормональной терапии в лечении ревматологических заболеваний – показания, длительность приема, способы назначений.
  • Возможные побочные эффекты гормональной терапии.
  • Способы профилактики и снижение тяжести наиболее часто встречаемых побочных эффектов глюкокортикостероидной терапии – прибавка веса, гастропатия, остеопороз и др.

Основные аспекты, обсуждаемые на занятиях по остеопорозу:

  • Факторы риска развития остеопороза.
  • Методы диагностики остеопороза.
  • Роль кальция и витамина D в поддержании здоровой кости и лечении остеопороза
  • Основные принципы лечения и профилактики остеопороза:
    a) физическая активность в профилактике остеопороза и падений;
    b) способы уменьшения болей в спине (медикаментозные, корсеты и т.д.);
    c) препараты кальция и витамина Д;
    d) антирезорбтивные препараты (правила приема и профилактика побочных эффектов);
    e) профилактика переломов.

Источник

1. <div><p>Брундтланд ГХ. Речь на открытии заседания научной группы ВОЗ по ущербу при мышечно–скелетных заболеваниях (The Bone and Joint Decade 2000–2010, 13 January 2000, Geneva). Научно-практическая ревматология. 2001;(1):5–7. [Dr. Brumitland Gro Harlem. Open session of who scientific group on thii burden of musculoskeletal diseases (The Bone and Joint Decade 2000-2010 13.01.2000. Geneva). Rheumatology Science and Practice. 2001;(1):5–7.]</p><p>Вялков АИ, Гусев ЕИ, Зборовский АБ, Насонова ВА. Основные задачи международной Декады (The Bone and Joint Decade 2000–2010) в совершенствовании борьбы с наиболее распространенными заболеваниями опорно–двигательного аппарата в России. Научно-практическая ревматология. 2001;(2):4–8. [Vyalkov AI, Gusev EI, Zborovsky AB, Nassonova VA. Basic objectives of international “The bone and joint decade 2000-2010” in improvement of the measures against the most prevalent diseases of locomotor system in Russia. Rheumatology Science and Practice. 2001;(2):4–8.]. DOI: https://dx.doi.org/10.14412/1995-4484-2001-391.</p><p>Smolen JS, Alethaha D, Bijlsma JW, et al. Treating rheumatoid arthritis to target: recommendations of an international task force. Ann Rheum Dis. 2010;69(4):631–7. DOI: https://dx.doi.org/10.1136/ard.2009.123919.</p><p>Smolen JS, Landewe R, Breedveld FC, et al. EULAR recommendations for the management of rheumatoid arthritis with synthetic and biological disease-modifying antirheumatic drugs. Ann Rheum Dis. 2010;69(4):964–75. DOI: https://dx.doi.org/10.1136/ard.2009.126532.</p><p>Alethaha D, Neogi T, Silman AJ, et al. 2010 Rheumatoid Arthritis Classification Criteria. Arthritis Rheum. 2010;62(9):2569–81. DOI: https://dx.doi.org/10.1002/art.27584.</p><p>Felson D, Smolen J,Wells G. American College of Rheumatology/European League Against Rheumatism provisional definition of remission in rheumatoid arthritis for clinical trials. Arthritis Rheum. 2011;63(3):573–86. DOI: 10.1002/art.30129.</p><p>Arnett FC, Edworth SM, Bloch DA, et al. The American Rheumatism Association 1987 revised criteria for the classification of rheumatoid arthritis. Arthritis Rheum. 1988;31(3):315–24. DOI: https://dx.doi.org/10.1002/art.1780310302.</p><p>Насонов ЕЛ. Фармакотерапия ревматоидного артрита – современные рекомендации. Врач. 2007;(1):38–42. [Nasonov EL. Farmakoterapiya revmatoidnogo artrita – sovremennye rekomendatsii. Vrach. 2007;(1):38–42.]</p><p>Van der Heijde DMFM, van’t Hof MA, van Riel PLCM, et al. Judging disease activity in clinical practice in rheumatoid arthritis: first step in the development of a disase activity score. Ann Rheum Dis. 1990;49(11):916–20. DOI: https://dx.doi.org/10.1136/ard.49.11.916.</p><p>Олюнин ЮА. Определение активности воспалительного процесса и оценка эффективности системной и локальной терапии ревматоидного артрита. [Дис. … д-ра мед. наук.] Москва; 2007. 224 с. [Olyunin YuA. Opredelenie aktivnosti vospalitel’nogo protsessa i otsenka effektivnosti sistemnoi i lokal’noi terapii revmatoidnogo artrita. [Dis. … d-ra med. nauk.] Moscow; 2007. 224 p.]</p><p>Олюнин ЮА, Балабанова РМ. Определение активности ревматоидного артрита в клинической практике. Терапевтический архив. 2005;(5):23–6. [Olyunin YuA, Balabanova RM. Evaluation of rheumatoid arthritis activity in clinical practice. Terapevticheskii arkhiv. 2005;(5):23–6.]</p><p>Alethaha D, Smolen J. The Simplified Disease Activity Index (SDAI) and the Clinical Disease Activity Index (CDAI): a review of their usefulness and validity in rheumatoid arthritis. Clin Exp Rheum. 2005;23(39):100–08.</p><p>Smolen JS, Breedveld FC, Schiff MH, et al. A simplified disease activity index for rheumatoid arthritis for use in clinical practice. Rheumatology (Oxford). 2003;42(2):244–57. DOI: https://dx.doi.org/10.1093/rheumatology/keg072.</p><p>Чемерис НА, Каратеев ДЕ, Насонов ЕЛ. Новые подходы к оценке активности ревматоидного артрита: упрощенный индекс активности болезни SDAI (Simplified Disease Activity Index) при раннем артрите. Научно-практическая ревматология. 2005;(2):7–10. [Chemeris NA, Karateev DE, Nassonov EL. New approaches to the assessment of rheumatoid arthritis activity: Simplified Disease Activity Index (SDAI) TOC o «1-5» h z in early arthritis. Rheumatology Science and Practice. 2005;(2):7–10.]. DOI: https://dx.doi.org/10.14412/1995-4484-2005-1516.</p><p>Sokka T, Hetland ML, Makinen H, et al. Remission and rheumatoid arthritis: Data on patients receivingusual care in twenty-four countries. Arthritis Rheum. 2008;58(9):2642–51. DOI: 10.1002/art.23794.</p><p>Mierau M, Schoels M, Gonda G, et al. Assessing remission in clinical practice. Rheumatology (Oxford). 2007;46(6):975–9. DOI: https://dx.doi.org/10.1093/rheumatology/kem007.</p><p>Насонов ЕЛ, Каратеев ДЕ, Балабанова РМ. Ревматоидный артрит. Насонова ЕЛ, Насонова ВА, редакторы. Ревматология. Национальное руководство. Москва: ГЭОТАР-Медиа; 2008. С. 290–331. [Nasonov EL, Karateev DE, Balabanova RM. Revmatoidnyi artrit. Nasonova EL, Nasonova VA, editors. Revmatologiya. Natsional’noe rukovodstvo. Moscow: GEOTAR-Media; 2008.P. 290–331.]</p><p>Насонов ЕЛ, редактор. Ревматология. Клинические рекомендации. Москва: ГЭОТАР-Медиа; 2010. 752 c. [Nasonov EL, editor. Revmatologiya. Klinicheskie rekomendatsii. Moscow: GEOTAR-Media; 2010. 752 p.]</p><p>Riemsma RP, Kirwan JR, Taal E, et al. Patient education for adults with rheumatoid arthritis. Cochrane Database Syst Rev. 2003;2:003688.</p><p>Warsi A, La Valley MP, Wang PS, et al. Arthritis self-management education programs: a meta-analysis of the effect on pain and disability. Arthritis Rheum. 2003;48(8):2207–13. DOI: https://dx.doi.org/10.1002/art.11210.</p><p>О введении в действие отраслевого стандарта «Сложные и комплексные медицинские услуги». Приказ МЗ РФ № 269 от 16.07.2001. Москва: МЗ РФ; 2001. [O vvedenii v deistvie otraslevogo standarta «Slozhnye i kompleksnye meditsinskie uslugi». Prikaz MZ RF № 269 ot 16.07.2001. Moscow: MZ RF; 2001.]</p><p>Балкаров ИМ, Шоничев ДГ, Козлова ВГ и др. Некоторые подходы к повышению качества лечения пациентов с артериальной гипертензией (опыт «школы» пациента с артериальной гипертензией). Терапевтический архив. 2000;(1):47–51. [Balkarov IM, Shonichev DG, Kozlova VG i dr. Nekotorye podkhody k povysheniyu kachestva lecheniya patsientov s arterial’noi gipertenziei (opyt «shkoly» patsienta s arterial’noi gipertenziei). Terapevticheskii arkhiv. 2000;(1):47–51.]</p><p>Замотаев ЮН, Косов ВА, Мандрыкин ЮВ. Опыт применения программы медицинской и психологической поддержки больных, перенесших кардиохирургические операции. Терапевтический архив. 2000;(1):25–8. [Zamotaev YuN, Kosov VA, Mandrykin YuV. Opyt primeneniya programmy meditsinskoi i psikhologicheskoi podderzhki bol’nykh, perenesshikh kardiokhirurgicheskie operatsii. Terapevticheskii arkhiv. 2000;(1):25–8.]</p><p>Бакшеев ВИ, Коломоец НМ. Гипертоническая болезнь. Как жить и выжить? Учебно-методическое пособие к занятиям в школе больного гипертонической болезнью (советы больному с повышенным артериальным давлением). Москва; 2002. 96 с. [Baksheev VI, Kolomoets NM. Gipertonicheskaya bolezn’. Kak zhit’ i vyzhit’? Uchebno-metodicheskoe posobie k zanyatiyam v shkole bol’nogo gipertonicheskoi bolezn’yu (sovety bol’nomu s povyshennym arterial’nym davleniem). Moscow; 2002. 96 s.]</p><p>Гиляревский СР, Орлов ВА, Боева OA. Терапевтическое обучение больных с хронической сердечной недостаточностью: методические вопросы и практическое применение. Российский кардиологический журнал. 2000;(5):64–9. [Gilyarevskii SR, Orlov VA, Boeva OA. Terapevticheskoe obuchenie bol’nykh s khronicheskoi serdechnoi nedostatochnost’yu: metodicheskie voprosy i prakticheskoe primenenie. Rossiiskii kardiologicheskii zhurnal. 2000;(5):64–9.]</p><p>Гиляревский СР, Орлов ВА, Середенина ЕМ. Самоконтроль и самолечение больных с хронической сердечной недостаточностью: граница эффективности и безопастности. Журнал сердечная недостаточность. 2002;(5):237–44. [Gilyarevskii SR, Orlov VA, Seredenina EM. Samokontrol’ i samolechenie bol’nykh s khronicheskoi serdechnoi nedostatochnost’yu: granitsa effektivnosti i bezopastnosti. Zhurnal serdechnaya nedostatochnost’. 2002;(5):237–44.]</p><p>Гнездилова ЕВ. Опыт работы «школы для больных хроническим обструктивным бронхитом». Клиническая медицина. 2002;80(12):57–60. [Gnezdilova EV. Opyt raboty «shkoly dlya bol’nykh khronicheskim obstruktivnym bronkhitom». Klinicheskaya meditsina. 2002;80(12):57–60.]</p><p>Данилов ЮА, Карташов ВТ, Бакшеев ВИ. Обучение больных ишемической болезнью сердца, перенесших операции на коронарных артериях, в «школе коронарных больных». Клиническая медицина. 2003;81(3):47–50. [Danilov YuA, Kartashov VТ, Baksheev VI. Learning of patients with coronary heart disease after operations on the coronary arteries at «School for Coronary Patients». Klinicheskaya meditsina. 2003;81(3):47–50.]</p><p>Дедов ИИ, Анциферов МБ, Галстян ГР и др. Обучение больных сахарным диабетом. Москва: Берег; 1999. 304 с. [Dedov II, Antsiferov MB, Galstyan GR i dr. Obuchenie bol’nykh sakharnym diabetom. Moscow: Bereg; 1999. 304 p.]</p><p>Романова СЕ, Вахрушев ЯМ, Козлова ТЛ и др. Роль астма-школы в достижении комплаенса между больными бронхиальной астмой и медперсоналом. В кн.: Сборник тезисов XII национального конгресса по болезням органов дыхания. Москва; 2002. 186. [Romanova SE, Vakhrushev YaM, Kozlova TL i dr. Rol’ astma-shkoly v dostizhenii komplaensa mezhdu bol’nymi bronkhial’noi astmoi i medpersonalom. V kn.: Sbornik tezisov XII natsional’nogo kongressa po boleznyam organov dykhaniya. Moscow; 2002. 186.]</p><p>Оганов РГ, редактор. Школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией: Информационно-методическое пособие для врачей. Москва; 2002. 62 с. [Oganov RG, redaktor. Shkola zdorov’ya dlya patsientov s arterial’noi gipertoniei: Informatsionno-metodicheskoe posobie dlya vrachei. Moscow; 2002. 62 p.]</p><p>Лесняк ОМ, Пухтинская ПС. Школа здоровья. Лесняк ОМ, редактор. Остеоартрит: Руководство для врачей. Москва: ГЭОТАР-Медиа; 2008. 104 с. [Lesnyak OM, Pukhtinskaya PS. Shkola zdorov’ya. Lesnyak OM, redaktor. Osteoartrit: Rukovodstvo dlya vrachei. Moscow: GEOTAR-Media; 2008. 104 p.]</p><p>Лесняк ОМ, Евстигнеева ЛП, Кузнецова НМ и др. Школа здоровья. Лесняк ОМ, редакторв. Остеопороз: Руководство для врачей. Москва: ГЭОТАР-Медиа; 2008. 64 с. [Lesnyak OM, Evstigneeva LP, Kuznetsova NM i dr. Shkola zdorov’ya. Lesnyak OM, redaktorv. Osteoporoz: Rukovodstvo dlya vrachei. Moscow: GEOTAR-Media; 2008. 64 p.]</p><p>Михайлова НВ, Калинина АМ, Олейников ВГ и др. Школа здоровья для пациента – важнейший фактор качества медицинской помощи. Профилактика заболеваний и укрепления здоровья. 2004;(2):3–10. [Mikhailova NV, Kalinina AM, Oleinikov VG i dr. Shkola zdorov’ya dlya patsienta – vazhneishii faktor kachestva meditsinskoi pomoshchi. Profilaktika zabolevanii i ukrepleniya zdorov’ya. 2004;(2):3–10.]</p><p>Ребров АП, Белоусова ВГ, Инамова ОВ. Внедрение программы образования больных в ревматологическом стационаре. Научно-практическая ревматология. 2002;(4):121–8. [Rebrov AP, Belousova VG, Inamova OV. Vnedrenie programmy obrazovaniya bol’nykh v revmatologicheskom statsionare. Rheumatology Science and Practice. 2002;(4):121–8.]</p><p>Оттева ЭН. Cтруктурированная обучающая программа для пациентов с ревматоидным артритом. Научно-практическая ревматология. 2009;(4):101–4. [Otteva EN. Structured teaching program for patients with rheumatoid arthritis. Rheumatology Science and Practice. 2009;(4):101–4.]. DOI: https://dx.doi.org/10.14412/1995-4484-2009-1158.</p><p>Орлова ЕВ, Денисов ЛН, Арсеньев АО, Каратеев ДЕ. Оценка приверженности больных ревматоидным артритом фармакологическим и немедикаментозным методам лечения и ее динамика под влиянием образовательной программы. Научно-практическая ревматология. 2012;52(3):68–74. [Orlova EV, Denisov LN, Arsenyev AO, Karateev DE. Assessment of adherence to drug and non-drug treatments and its changes under the influence of an education program in patients with rheumatoid arthritis. Rheumatology Science and Practice. 2012;52(3):68–74.]. DOI: https://dx.doi.org/10.14412/1995-4484-2012-712.</p><p>Орлова ЕВ, Денисов ЛН, Арсеньев АО и др. Клиническая эффективность образовательной программы для больных ревматоидным артритом. Научно-практическая ревматология. 2012;51(2):59–65. [Orlova EV, Denisov LN, Arsenyev AO, et al. Clinical efficiency of an education program for patients with rheumatoid arthritis. Rheumatology Science and Practice. 2012;51(2):59–65. DOI: https://dx.doi.org/10.14412/1995-4484-2012-1275.</p><p>Большакова ЕВ. Роль информации о болезни в системе реабилитации больных ревматоидным артритом [Автореф. дис. … канд. мед. наук]. Ярославль; 2003. 23 с. [Bol’shakova EV. Rol’ informatsii o bolezni v sisteme reabilitatsii bol’nykh revmatoidnym artritom [Avtoref. dis. … kand. med. nauk]. Yaroslavl’; 2003. 23 p.]</p><p>Шафиева ИА, Булгакова СВ, Давыдкин ИЛ. Эффективность обучающих программ у больных ревматоидным артритом и системным остеопорозом в амбулаторно-поликлинических условиях. Казанский медицинский журнал. 2008;89(4):423–6. [Shafieva IA, Bulgakov SV, Davydkin Summary IL. The effectiveness of training programs in patients with rheumatoid arthritis and systemic osteoporosis in polyclinic conditions. Kazanskii meditsinskii zhurnal. 2008;89(4):423–6.]</p><p>Brady TJ, Boutaugh ML. Self-management education and support. Bartlett S, editor. Clinical care in the rheumatic diseases. 3rd ed. Atlanta: American College of Rheumatology; 2006. P. 203–10.</p><p>Superio-Cabuslay E, Ward MM, Lorig KR. Patient education interventions in osteoarthritis and rheumatoid arthritis: a meta-analytic comparison with non-steroidal anti inflammatory drug treatment. Artritis Care Res. 1996;9(4):292–301. DOI: https://dx.doi.org/10.1002/1529-0131(199608)9:4%3C292::AID-ANR1790090414%3E3.0.CO;2-4</p><p>Stucki G, Liang M, Stucki S, et al. A self-administered rheumatoid arthritis disease activity index (RADAI) for epidemiological research. Psychometric properties and correlation with parameters of disease activity. Arthritis Rheum. 1995;38(6):795–8. DOI: https://dx.doi.org/10.1002/art.1780380612.</p><p>Крель АА, Каневская МЗ, Болотин ЕВ, Чичасова НВ. Объективизация проявлений ревматоидного артрита, характеризующих его активность и прогрессирование. Метод количественной оценки выраженности эрозивного артрита и темпов его прогрессирования в суставах кистей и стоп. Вопросы pевматологии. 1981;(3):11–5. [Krel’ AA, Kanevskaya MZ, Bolotin EV, Chichasova NV. Ob»ektivizatsiya proyavlenii revmatoidnogo artrita, kharakterizuyushchikh ego aktivnost’ i progressirovanie. Metod kolichestvennoi otsenki vyrazhennosti erozivnogo artrita i tempov ego progressirovaniya v sustavakh kistei i stop. Voprosy pevmatologii. 1981;(3):11–5.]</p><p>Glasgow RE, Goldstein MG, Ockene JK, Pronk NP. Translating what we have learned into practice: principles and hypotheses for interventions addressing multiple behaviors in primary care. Am J Prev Med. 2004;27 (2 Suppl):88–101. DOI: https://dx.doi.org/10.1016/j.amepre.2004.04.019.</p><p>Serdula MK, Khan LK, Dietz WH. Weight loss counseling revisited. JAMA. 2003;289(14):1747–50. DOI: https://dx.doi.org/10.1001/jama.289.14.1747.</p><p>Flocke SA, Clark A, Schlessman K, et al. Exercise, diet and weight loss advice in the family medicine outpatient setting. Fam Med. 2005;37(6):415–21.</p><p>Kaariainen M, Kukkurainen ML, Kyngas H, et al. Improving the quality of rheumatoid arthritis patients’ education using written information. Musculoskeletal Care. 2011;9(1):19–24. DOI: https://dx.doi.org/10.1002/msc.192.</p><p>Bijsma JWJ, Weinblatt ME. Optimal use of methotrexate: the advantage of tight control. Ann Rheum Dis. 2007;66(11):1409–10. DOI: https://dx.doi.org/10.1136/ard.2007.076463.</p><p>Vertappen SM, Jacobs JW, van der Veen MJ, et al. Intensive treatment with methotrexate in early rheumatoid arthritis: arming for remission. Computer Assisted Management in Early Rheumatoid Arthritis (CAMERA, an openlabel strategy trial). Ann Rheum Dis. 2007;66(11):1443–49. DOI: https://dx.doi.org/10.1136/ard.2007.071092. Epub 2007 May 22.</p><p>Оттева ЭН. Тщательный контроль – путь к оптимизации лечения больных ревматоидным артритом. Научно-практическая ревматология. 2010;(2):58–65. [Otteva EN. Tight control is a way of optimizing the treatment of patients with rheumatoid arthritis. Rheumatology Science and Practice. 2010;(2):58–65.]</p></div><br />

Читайте также:  Артрит артроз плечевого пояса

Источник