Головинова андрея юрьевича лечение артрита

Головинов Андрей Юрьевич

АМАВАТА — РЕВМОТОИДНЫЙ АРТРИТ
Аюрведические методы лечения

Причины ревматоидного артрита – открытая тема среди патологов, которые продолжают колебаться между аутоиммунной и инфекционной теориями или указывают обе эти причины. В отличие от современных взглядов Аюрведа дает более ясную этиологическую и патологическую модель, позволяющую выработать наиболее правильную стратегию лечения и добиться реальных результатов.

ВВЕДЕНИЕ

Существует три основных типа мышечно-суставных болезней, описанных в Аюрведе – амавата, сандхивата и ваташонита. При проведении параллелей с современной номенклатурой болезней Амавата наиболее соответствует ревматоидному артриту, сандхивата – артрозу и остеоартриту, ваташонита – подагре.

Амавата (आमवात) – это болезнь с хроническими болями в суставах и мышцах, иногда с отеками суставов. Эти симптомы обычно сопровождаются скованностью и ограниченностью движений, снижением аппетита, потерей остроты восприятия, жаждой, несварением, потерей энтузиазма, чувством тяжести и повышением
температуры тела.

Если болезнь прогрессирует, боли становятся очень интенсивными, жгучими и начинают перемещаться. Мочеиспускание становится скудным и частым. Нарушается сон. Пищеварение продолжает ухудшаться, возникают кишечные спазмы, запоры, тошнота и рвота. Часто бывают головокружения с чрезмерным потоотделением, скованность в суставах усиливается. Все эти симптомы, описанные в древних источниках, наиболее схожи с теми, совокупность которых обычно диагностируется как ревматоидный артрит в современной медицине.

Данная патология встречается у 0,3 – 1,5% популяции и в 2-3 раза чаще у женщин, чем у мужчин, чаще всего в возрасте от 30 до 60 лет, хотя этой болезни подвержены люди всех возрастов. Тяжесть проявления колеблется от коротких олигоартикулярных недомоганий с отсутствием или очень незначительными повреждениями отдельных суставов до полиартрита с обширными и значительными повреждениями.

Причины ревматоидного артрита – открытая тема среди патологов, которые продолжают колебаться между аутоиммунной и инфекционной теориями или указывают обе эти причины. Соответственно лечение состоит из приема нестероидных противовоспалительных препаратов, кортикостероидов, иммуносупрессивных и ремиттивных средств.

К несчастью все эти препараты имеют множество неприятных и потенциально опасных эффектов, среди которых поражение ЖКТ, печени и почек, иммунодефицит и так далее. Кроме того, они не способны остановить развитие данной патологии. В отличие от современных взглядов Аюрведа дает более ясную этиологическую и патологическую модель, позволяющую выработать наиболее правильную стратегию лечения и добиться реальных результатов.

Эта модель проверена опытом тысячелетий. Лечение очень эффективно и не дает каких-либо вредных побочных эффектов даже после длительного применения лекарственных средств, очистительных и физиотерапевтических мероприятий. По этим причинам интерес к Аюрведическим методам лечения ревматоидного артрита неуклонно растёт во всём мире.

ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА

Термин амавата состоит из двух санскритских слов: Вата и ама. Вата это одна из трех дош. Этимологически слово Вата означает «то, что передвигает». Ватадоша является движущей и мотивирующей силой в человеческом теле и отвечает за инициацию любого рода активности.

Две другие доши (Питта и Капха) считаются неподвижными в отсутствие Ватадоши. Местом наиболее выраженного присутствия Ваты в теле является область ниже пупка – в основном толстый кишечник. Здесь Вата обеспечивает правильную и своевременную элиминацию отходов. Среди трех дош Вата наиболее тонкая и легко поражается.

Дисбаланс Ваты всегда стоит за любой физиологической дисфункцией. Основными качествами Ваты являются холод (сита), легкость (лагху) и сухость (рукша). Ама в переводе с санскрита означает – «непереваренное». Когда пищеварительный огонь слаб, это влечет за собой накопление «недопереваренной пищи» — метаболических токсинов в ЖКТ, которые, благодаря движущей силе Ватадоши начинают циркулировать и затем откладываться в тканях, замедляя, ухудшая и препятствуя правильному метаболическому процессу. Ама имеет жирорастворимую природу. Ревматоидные патологические состояния всегда начинаются с избытка и соединения амы и Ваты.

ЭТИОЛОГИЯ (НИДАНА)

Клиническое описание болезни и ее причины в Аюрведе называется нидана, что означает причина. На практике же нидана это не только наука о причине болезни, но также описание патогенеза и клинических методов обследования пациента. Кроме того, Аюрведа включает в этиологию духовные и психологические причины, а также уклад жизни, пищевые пристрастия, поведенческие факторы и т.д.

Мадхава Нидана (VIII в.н.э) описывает три основных причины амаваты:

1. Слабость пищеварения
Когда огонь пищеварения (джатарагни) слаб, накапливается ама, что в свою очередь влечет за собой неправильное всасывание питательных веществ, дисбаланс дош, еще большую слабость огня пищеварения, снижение оджаса – силы сдерживающей патологические тенденции. Ама разносится по телу и откладывается в тканях.

2. Неправильная диета
• пища, неподходящая по сезону или без учета биоклиматических условий
• привычный несвоевременный приём пищи
• пища, не подходящая по конституции человека
• загрязненная или испорченная пища, рафинированные продукты, тяжелые и токсичные продукты

3. Отсутствие физических упражнений и малоподвижный образ жизни
Физические упражнения являются важным аспектом диначарйи – ежедневной рутины, рекомендованной Аюрведой. В данном случае отсутствие физических упражнений ведет к плохому кровоснабжению и недостаточному удалению токсинов из периферических частей тела.

ПАТОГЕНЕЗ (САМПРАПТИ)

Мадхава Нидана утверждает, что слабый пищеварительный огонь (мандагни) ведет к накоплению амы в ЖКТ. Затем ама абсорбируется через кишечную стенку и за счёт избыточной возбуждённой Ваты начинает двигаться к местам локализации Капхи в теле. Ама ищет подобие, чтобы локализоваться.

Суставы соединяются с помощью Капхи, которая также питает и защищает суставные поверхности. Как и ама, Капха является тяжелой (гуру), влажной и жирной (снигдха), а также и холодной (сита) по природе. По причине этого подобия первой из дош смешивается с амой именно Капха. Вскоре циркуляторные каналы (дхамани), которые питают области Капхи, переполняются амой и нарушается нормальная циркуляция.

Читайте также:  Что такое гибп при ревматоидном артрите

Вслед за этим остальные доши подключаются к патологическому процессу. Для восстановления баланса тело инициирует воспаление (Питта) чтобы переварить накопленную аму. Вата также активно участвует в процессе, вызывая сухость и дегенерацию суставных поверхностей.

Хотя амавата является преимущественно болезнью Ватадоши, она дифференцируется на три основных подтипа – Вата, Питта и Капха. Подобная дифференциация дает врачу возможность более правильного и точного подхода к лечению. Когда Питта соучаствует в патологическом процессе боль жгучая и острая, суставы краснеют и пациент чувствует в них жар. При Вата-типе боль также сильна, но без ощущения жжения и перемещается с места на место. Если Капха соучаствует в процессе боль тупая, но больше проявлена скованность, часто сочетающаяся с ощущением зуда.

Также могут быть комбинации любых двух или всех трех дош. Если одна доша вовлечена в процесс, то болезнь лечится легко. Если две, ситуация более сложна, но разрешима. Если все три доши – болезнь считается неизлечимой. Также, если имеется мигрирующая боль и сильное сочетанное воспаление суставов кистей, стоп, пяток, головы, крестца, коленей и бедер амавата неизлечима.

ЛЕЧЕНИЕ (ЧИКИТСА)

Существует четыре основных момента в лечении амаваты:

• Поддержка и усиление Агни
• Стабилизация Ваты
• Удаление амы из тела
• Восстановление поврежденных тканей и оджаса

УЛУЧШАЮЩИЕ МЕРЫ (ШАМАНА ЧИКИТСА)

Здесь мы только перечислим такие меры, лишь для составления представления о них, разместив в конце материала ссылку на полную версию статьи (ред)

Монодиета
Для избавления тела от амы и усиления пищеварения используют монодиету. Она состоит только из вареного риса басмати и супа из лущеного мунг дала (фасоль золотистая — Phaeolus aureus), известного в Средней Азии под названием маш.

В то же время предписывают принимать очищенную камедь гуггула (мирт арабский — Commiphora mucul) или классические формулы на его основе для скорейшего очищения от амы, уменьшения воспаления суставов и утоления боли. Чаще всего используют Йогарадж гуггул. Если имеются сопутствующие патологии, применяются и другие составы на основе гуггула. Например, Гокшуради гуггул рекомендован для пациентов, которые также страдают от болезней почек, Пушкарамула гуггул – при сердечных болезнях, Канчанар гуггул – при лимфоаденопатиях и так далее.

Матра басти
Для удаления жирорастворимых токсинов из кишечника и тканей, а также для контроля и стабилизации Ватадоши назначаются ежедневные клизмы с теплыми лекарственными маслами, называемые матра басти. Объем такой клизмы — 75 мл. Используются масла на основе кунжутного, сваренные особым способом с лекарственными травами, молоком и другими компонентами. Наряду с другими традиционными маслами, чаще всего для матра басти используют Дханвантарам тайл

Физические упражнения — вьяяма
Регулярные физические упражнения – важный аспект в лечении амаваты. Они необходимы для усиления циркуляции в пораженных частях тела, что также способствует удалению амы. Вагбхатта во второй главе Сутрастханы Аштанга Хридайам рекомендует делать упражнения в половину силы зимой и весной и с еще меньшей силой летом и осенью, пока пот не выступит на лбу и подмышками. Обычно мягкие нагрузки, такие как ходьба или простые асаны хатха-йоги рекомендуются с начала лечения.

Масляный массаж и прогревание
Масляный массаж абхьянга и различные виды локального и общего прогревания обязательно предписываются курсами, а при возможности постоянно. Классические масла, чаще всего используемые для массажа при амавате — Маханараяна тайла, Коттамчуккади тайла, Брихат саиндхавадйа тайла. Если очень выражена боль применяют Прабханджанам тайлу. Можно также использовать кунжутное или касторовое масло. Нужно втирать предписанное лекарственное масло в пораженные суставы, а лучше во все тело. После чего суставы или все тело прогреваются. Это нужно для того, чтобы ама, залегающая глубоко в тканях и суставах растворилась маслом, стала более текучей и подвижной от тепла, отделилась и пришла в движение. Это позволяет легко удалить ее из пораженных суставов и направить обратно в ЖКТ, для дальнейшей элиминации из тела.

Припарки — лепа
Для удаления амы применяются также припарки из трав, обладающих горьким и острым вкусами, а также противозастойными свойствами, такие как дхаттура (дурман вонючий – Datura stramonium), шунти (имбирь лекарственный – Zingiber officinalis), харитаки (миробалан кабульский – Terminalia chebula), куштха (горькуша лопуховая — Saussurea lappa), расна (ванда шахматная — Vanda tesselata), вача (аир болотный – Acorus calamus). Важно смешивать травы, используемые для припарок при амавате с кунжутным и касторовым маслами. Также в припарки добавляют каменную соль (саиндхава) и кислое молоко. В период обострения воспаления нужно применять припарки очень осторожно.

Физические упражнения — вьяяма
Регулярные физические упражнения – важный аспект в лечении амаваты. Они необходимы для усиления циркуляции в пораженных частях тела, что также способствует удалению амы. Вагбхатта во второй главе Сутрастханы Аштанга Хридайам рекомендует делать упражнения в половину силы зимой и весной и с еще меньшей силой летом и осенью, пока пот не выступит на лбу и подмышками. Обычно мягкие нагрузки, такие как ходьба или простые асаны хатха-йоги рекомендуются с начала лечения.

Травы, принимаемые внутрь для лечения амаваты (сокр.)

Читайте также:  Псориатический артрит синовиальная жидкость

• Ашвагандха (витания снотворная — Withania sosmnifera)
• Бхаллатака (чернильное дерево — Semecarpus anacardium)
• Бхутала (куркулиго орхидный — Curculigo orchioides)
• Читрака (свинцовка цейлонская — Plumbago zeylanica)
• Эранда (клещевина обыкновенная — Ricinus communis)
• Горакша (прутняк китайский — Vitex negundo)
• Гуггул (мирт арабский — Commiphora mukul)
• Харитаки (миробалан кабульский – Terminalia chebula)
• Париджата (жасмин ночной — Nyctanthes arbor tristis)

Методы очистительной терапии (шодхана чикитса), включающие панчакарму и лекарственные аюрведические перпараты, описаны в полной версии статьи: https://vk.com/doc12954610_309182680?hash=037f4a1c80fd..

Публикация в международном научно-практическом медицинском журнале «Традиционная медицина. Восток и Запад.» № 2(13) 2007 — https://ew-journal.ru/arhiv/200702/index.php
_________________________________________________________________________________________

Список литературы:
1. Amavata Vijnana : Rheumatology in Ayurveda — Ashwini Kumar Sharma. Varanasi, Chaukhambha Pub., 2005
2. Understanding Rheumatoid Arthritis — Sanjeev Rastogi. Delhi, Pratibha, 2001
3. Rheumatoid Arthritis, Osteoarthritis, and Gout — Lakshmi Chandra Mishra, CRC Press LLC, 2000

#заболевания@all_ayurveda #артрит@all_ayurveda #суставы@all_ayurveda

Источник

Спасибо всем ответившим.

Хотелось обсудить само заболевание, но Аюрведа характеризуется личностным подходом, поэтому перейдем к ним.

Серьезные заболевания несомненно лучше лечить у опытных практикующих докторов в стационаре. Это конечно было озвучено. Было предложено также пройти онлайн-консультацию у Андрея Юрьевича. Но обстоятельства человека (пока) не позволяют этого сделать, поэтому предпринимаются некоторые попытки и лечения (в том числе и самолечение) методами медицины как традиционной так и нет.
Тяжесть заболевания я понимаю и понимаю ответственность (некоторый опыт йога-терапии, йоги заставляет осознать всю важность этого) которую беру на себя когда даю какие либо рекомендации со своей стороны человеку.

Чего хотелось бы (с моей стороны) в данной ситуации:
Хотелось бы его немного ограничить, направить на путь причинения себе минимально ущерба, по возможности сдерживания болезни и если возможно небольших улучшений (некоторого контроля заболевания с улучшением качества жизни – снятия сильного болевого синдрома), пока у него не появится возможности пройти стационарное лечение.
Поэтому прошу вас дать те простые рекомендации которые возможны в данной ситуации в условиях нестационара исходя из той информации, которую сейчас подняли в этих сообщениях.

Что из терапевтических процедур человек уже применял:
Langhana – терапия производящая легкость в теле
Upavāsa — пост/голодание.
Было проведено 2 цикла РДТ – разгрузочно-диетической терапии, (даже в ней не удалось человека убедить пройти ее стационарно 1-й раз — считаю что это бы дало более выраженный позитивный эффект). 1 раз был более длительным, 2-й более коротким – на обоих этапах было достигнуто улучшение состояния (даже с учетом тех осложнений, которые были – касается корректного выхода из РДТ и введения соли в рацион, поэтому вопрос о приеме соли остается открытым).

-Насколько длительные циклы поста/голодания разрешаются в состоянии Амаваты?

dipana – разжигание аппетита, pāchana — ↑ пищеварение
Небольшой цикл (6дней) монодиеты на кичари, в качестве pāchana-dipana средства использовался шунти (как в отваре, так и в сам маш) дал незначительное утоление болевых ощущений, общее небольшое снятие отечности.

māruta, ātapa – водные и солнечные ванны. Солнечные ванны пока невозможны, а вот под водными ваннами подразумевается прием полной ванны или омовения теплой водой будет достаточно? Если да это также реализуется.

Pipāsā – придерживается приема теплой/горячей воды по состоянию жажды.

Моя попытка компиляции и выработки простого общего алгоритм действия из поднятого материала
Прошу поправить и прояснить ошибки сделанные мной.

Зеленым цветом отмечаю переводную информацию.

1-3 день: Langhana, ама-пачана-дипана, снехана-сведана
Режим начиная с первых трех дней langhana в виде пропуска приема пищи или легкой диеты рекомендуется.
Одновременно panchakola отвар в дозе 10 мл один раз в день дается и сухое пропотевание вовлеченных суставов может быть сделано после аккуратного нанесения vishagarbha Taila.

— Можно ли прояснить информацию по этому маслу: vishagarbha Taila?

Этот этап можно сказать, что сейчас реализуется, но растянут по времени. Единственное, что Рукша сведана не применялась.

Если я ошибся с переводом и интерпретацией прошу меня поправить: Рукша сведана – (локальное?) пропотевание с использованием горячего водяного мешка/мешка с песком.
Может быть использована по достижению состояния nirāma nādi sveda для потоотделения во множественных суставах стоп и рук.

-Заканчивается этот этап (Langhana) по достижению состояния nirāma и nirāma nādi sveda? Объясните пожалуйста чем эти состояния характеризуется?

Вышеназванные процедуры (горячие, сухие компоненты) могут сделать тело сухим.
Поэтому после достижения состояния nirāma или когда начинаются показываться симптомы сухости тела, снеха может быть добавлена.

Для внутренней Snehana лекарственное масло, такое как saindhvādi Taila может быть использованы.
Можно ли реализовать внутреннюю Снехану в домашних условия?

5-10 день: Guggulu, Патра-пинда Сведа, легкая диета
С 5 по 10-й день следует прием Rasna-saptaka kvātha, с добавлением godanti и pippalimula наряду с приемом Guggulu могут быть предоставлены. Одновременно Патра-пинда Сведа также может быть сделано. Во время всего этого периода легкая диета рекомендуется.

— Чем можно заменить прием Rasna-saptaka kvātha?
Из возможных вариантов (достпуные препараты) Сведаны — Churna Pinda Sveda с использованием Vachā, Shunthi.
Можно ли это реализовать в домашних условиях?

-По приему гуггулу также вопрос остался открытым. Прошу прояснить информацию по этому препарату по вопросам, которые я поднимал в сообщении выше.

11-17 день:  Внутренняя виречана: Snehana с saindhavadi Taila(11-14), Рукша Снеха + vishagarbha Taila (15-16), классический Виречана (17)
Для Виречана внутренняя Snehana с saindhavadi Taila может быть сделана с 11 по 14-й день, а 15-16 дни могут быть пропущены. В эти дни легкая, жидкая и горячая диета должна даваться. В эти дни перерыва сухое пропотевание должно быть сделано после применения vishagarbha Taila (Рукша Снеха). На 17-й день классическая Виречана осуществляется и три дня samsarjana Крама может осуществляться путем приема Peya, vilepi, akrita и krita yusha.

Читайте также:  Артрит шишки на суставе ноги

— Можно прояснить что такое samsarjana Крама?

«После достижения состояния nirāma постом и применением пищеварительных препаратов, внутренняя Snehana может быть практиковаться с saindhavadi или Брихат Saindhvādi Taila (бхава пракаша) до достижения samyaka snigdha lakshana.»

— samyaka snigdha lakshana – можно ли раскрыть это состояние?
Насколько возможно проведение дома внутренней Снеханы по достижению этого состояния?

«После этого в три дня пропуска, mridu abhayanga и Сведана или только Рукша Сведа всего тела выполняется в зависимости от состояния пациента или заболевания».

-Классическую Виречана под вопросом. Можно ли как упрощенный вариант использовать мридуречану (мягкое послаблении) с послабляющим средством Авипатти чурнам (триврит), Трипхала.
Или лучше Rechana с касторовым маслом: Послабление с касторовым маслом очень полезны при лечении āmavāta. Это может применяться один или два раза в неделю или ежедневно. От 5 до 10 мл только касторового масла или с порошком Shunthi  на пустой желудок. Это считается очень эффективным в обеспечении помощи пациенту. Т.к. это Sneha Виречана, то нет необходимости в предварительной Snehana.

-Если соединяется касторовое масла с порошком Shunthi как это лучше сделать?

3-6 неделя shamana Чикитса, 7-я Кшара Басти (3+3п)х1-4, 3п — anuvasana Басти с saindhvadi Taila
«На 21-й день и далее снова shamana Чикитса упомянутые выше, могут быть проведены в течение трех недель. С седьмой недели далее Кшара Басти может быть дана в течение трех дней и после перерыва в три дня снова курсом три дня Кшара Басти может быть повторена; еще такие 3 курса Басти могут быть даны в случае необходимости, в дни перерывов anuvasana Басти с saindhvadi Taila могут быть даны.
После этого пациент может быть снова на упомянутых выше shamana перпаратах в течение месяца или около того. В этот период Сведана после применения vishgarbha Taila может быть сделано, и если контрактура есть можно мягко и постепенно прорабатывать ее в течение Сведана терапии.»

«Вообще niruha басти (детоксикационная клизмы) предписывается в āmavata, а Anuvāsana Басти противопоказана. Однако в случае чрезмерной сухости, если необходимо, одна Anuvāsana Басти с saindhavadi Taila может быть дана в период между курсами Niruha Басти.»

-Кшара басти отпадает. Что возможно из более доступных вариантов (Мадхутайлика басти тоже не вариант корень клещевины не так просто найти) Niruha Басти?
-Прошу прояснить момент по  возможности применения матрабасти – вопрос был в предыдущем сообщении.

Upanaha (Припарки без промасливания)
-По ним бы хотелось узнать следующую информацию, какие доступные препараты можно использовать и когда в рамках курса это лучше применять? В какой можно применять  припарки с добавлением тайлы – прошу ответить на вопрос (по припарка) из предыдущего сообщения.

Pathya – чего придерживаться

Предпочтительными являются диета и лекарственные средства, имеющие горький и острый вкус. Баклажан, горькие-тыквы (karvellaka), ячмень, старый рис, конский горох/kulattha и суп из него, имбирь (сухой), чеснок, лук, горячая вода являются полезными.

-Во все периоды предписана легкая (иногда жидкая и горячая диета) диета. Насколько легкой она должна быть?

— Вопрос по поводу ячменя – насколько я помню он обладает сушащим действием. Почему он дан в рекомендациях? А из бобовых наилучшим будет применение куллатху? Старый рис – насколько старым он должен быть, как любое зерно – больше 1года? Горькие тыквы у нас к сожалению не растут, но может быть посоветуете что-то из похожего по действию.

Из однокомпонентых средств
Haridrā (Curcuma longa): Куркума. Доза: 5г порошка делается паста, добавляя мед, принимается на голодный желудок дважды день.
Pippali (Пайпер лонгум): Длинный перец. от 3 до 5г порошка, делается паста, добавляя мед, принимается дважды в день.
— проясните пожалуйста какими качествами обладает пиппали.
Shunthi (Сухой имбирь. Доза: 5г порошка делается паста, добавляя мед, принимается на голодный желудок дважды день.

-Если я правильно понял для более сильного дипана-пачана действия лучше оставить прием хорошо выпаренного отвара шунти.
Насколько долго можно и нужно применять шунти (препараты дипана-пачана действия), только в период Langhana – терапии или можно принимать на постоянной основе с стандартной дозировкой?

Apathya – чего избегать
Молоко, творог/йогурт, рыба и мясо водных животных, неочищенный пальмовый сахар, черный горох (мАш), выпечка/кондитерские изделия, листья upodika, воздействие восточного ветра, viruddha и asātmya и тяжелые продовольственные товаров, вязких (picchila) овощей, vishamāshana (нерегулярная привычка питания), подавления естественных позывов, ночных пробуждения, дневной сон и загрязненная вода вредны для пациента ревматоидного артрита.

Особенно улыбнуло    « воздействие восточного ветра» — можно раскрыть тайный смысл, если он есть и как избежать его воздействия?

Прошу прояснить также вопросы по Специфическим акцентам диеты из прошлого сообщения. -И что здесь подпадает под категорию тяжелых продуктов и вязких овощей?

Источник