Клинико физиологическое обоснование ревматоидного артрита

Ревматоидный артрит. Артрит — воспалительное заболевание суставов. Артрит (полиартрит) инфекционный неспецифический (ревматоидный артрит).

Этиология: неизвестна. Предполагается, что в возникновении заболевания играют роль стрептококки, стафилококки. Провоцирующими факторами являются переутомление, переохлаждение, травма, некоторые медикаменты, вакцинация.

Клиника: В детском возрасте наиболее типична суставная форма с подострым течением. Начало болезни постепенное. На фоне нормальной, чаще субфебрильной температуры при неизмененном общем состоянии появляются боль и припухлость в одном или нескольких суставах. Суставы могут опухать без болевых ощущений. Точно так же и боли в них могут появляться без видимых изменений. Типично поражение крупных суставов, 50% больных страдают моноартритом. Форма сустава изменена за счет отека, функция ограничена, при пальпации обнаруживаются гипотрофия мускулатуры, повышение температуры окружающих тканей. Постоянным симптомом ревматоидного артрита является утренняя скованность пораженного, а иногда и других суставов. Встречается асимметричное нарушение роста на больной стороне. У больных встречаются и внесуставные изменения в виде трофических изменений увента с поражением всех отделов сосудистой оболочки глаза.

Лечебная физическая культура

Клинико-физиологическим обоснованием к использованию средств физической культуры является:

а) трофическое действие ФУ: ускорение процессов регенерации; предупреждение патологических изменений суставных поверхностей;

б) развитие компенсации (при нарушении функции суставов);

в) нормализации функции;

г) десенсибилизация детского организма и повышение его неспецифической сопротивляемости.

Задачи ЛФК (специальные):

1. Уменьшение и ликвидация общих и местных вспомогательных изменений.

2. Уменьшение прогрессирования нарушений функции пораженных суставов.

3. Восстановление утраченных функций суставов.

4. Стабилизация патологического процесса.

5. Уменьшение патологических изменений внутренних органов и компенсация их недостаточности.

Задачи ЛФК (общие):

1. Десенсибилизация организма больного ребенка.

2. Повышение неспецифической сопротивляемости.

3. Предупреждение отставания в развитии.

4. Восстановление двигательных навыков.

5. Восстановление физической работоспособности.

Особенности методики ЛФК:

При выраженном обострении ревматоидного артрита назначается постельный режим. Специальная укладка предупреждает возможные контрактуры и деформации, в ряде случаев применяется иммобилизация с помощью лонгет или гипсовой кроватки.

Лечебная физкультура проводится в форме индивидуальных занятий с использованием простых по выполнению активных гимнастических упражнений для мышц туловища и непораженных сегментов конечностей, дыхательных упражнений из исходных положений, соответствующих режиму. В качестве специальных применяются упражнения в расслаблении, активные и активные с помощью упражнения для пораженных суставов. Последние проводятся из исходного положения, способствующего снятию защитного напряжения мышц, исключению любых болезненных ощущений. Движения осуществляются по всем осям и плоскостям, возможным в данном суставе. Упражнения активные, на первом этапе — из облегчающих исходных положений, когда направление движения совпадает с направлением силы тяжести. Могут применяться также скользкие поверхности, катящиеся платформочки и т.д. Хорошо, если специальным упражнениям для пораженных суставов предшествует массаж.

При переводе больного в период стихания обострения на полупостельный режим лечебная физкультура проводится или в палате, или в специально оборудованном кабинете в форме малогрупповых занятий, что позволяет использовать более обширный обзор общеразвивающих упражнений из различных исходных положений, упражнения со снарядами и пособиями. Перед занятиями проводят массаж поврежденных суставов. Содержание специальных занятий лечебной физкультурой видоизменяется за счет увеличения общей физической нагрузки при более продолжительных занятиях и за счет специальных упражнений. Применяются упражнения для пораженных суставов из облегчающих исходных положений, затем облегчение постепенно снимается. Увеличение амплитуды движений достигается включе6нием маховых упражнений и упражнений в раскачивании. Используются также содружественные упражнения для симметричных пораженных и здоровых суставов с помощью, в расслаблении.

Дозировка физической нагрузки во время занятий лечебной физкультурой умеренная, ниже средней интенсивности.

Помимо специальных занятий, в режим дня больного ребенка включаются от 3 до 5 коротких самостоятельно выполняемых заданий, состоящих из специальных упражнений, самомассажа и нескольких вводных и заключительных упражнений.

По мере стихания активности процесса и улучшения состояния ребенок переводится на палатный режим. Задачи лечебной физкультуры в этом периоде расширяются. Ее средствами необходимо обеспечить стабилизацию и обратное развитие патологического процесса в пораженных суставах, восстановление функции больной конечности и нормальной структуры движений. Продолжается углубленное решение общих задач: десенсибилизации, повышения неспецифической сопротивляемости, предупреждения отставания в развитии двигательной сферы, восстановления адаптации к физическим нагрузкам и т.д. Из средств лечебной физкультуры на палатном режиме используются общеразвивающие упражнения для большинства мышечных групп с полным объемом движений по каждой оси непораженных суставов из всех исходных положений, большая часть которых может соответствовать программам физического воспитания детей. Важное значение имеет включение физических упражнений в основных движениях: лазании, ходьбе, бросании с соблюдением условий, обеспечивающих вовлечение в движения пораженных суставов. Бег и прыжки вводятся при локализации патологического процесса в области верхних конечностей, когда достигается удовлетворительный уровень физической работоспособности. По-прежнему ведущее место в специальных занятиях лечебной физкультурой и назначениях для самостоятельного выполнения занимают специальные упражнения в расслаблении, раскачивании, с помощью здоровой конечности, со снарядами и на снарядах, маховые и прикладные. Использование снарядов и специальных упражнений прикладного характера позволяет восстановить структуру движений конечности и туловища с вовлечением патологических измененных суставов, дает возможность наиболее быстрого решения поставленных задач.

Занятия лечебной физкультурой проводятся малогрупповым и групповым способами, в специализированных отделениях лечебный эффект физических упражнений усиливается при использовании таких форм, как утренняя гимнастика и элементы лечебной физкультуры в режиме дня.

Читайте также:  Ат к днк при ревматоидном артрите

Вегето-сосудистые дистонии

Вегетативная патология и вопросы связанные с ее клиникой, течением и лечением являются чрезвычайно актуальными, т.к. известна чрезвычайная распространенность этих нарушений, которые редко выступают в качестве самостоятельных клинических форм расстройств, но практически нет заболевания, в клинической картине которых не было бы тех или иных вегетативных дистоний. Степень их может быть различной.

Чаще всего причиной вегето-сосудистой дистонии являются неврозы, причем иногда неврозы могут быть вторичными. Больные, плохо перенося как физические, так и психические нагрузки, смену погоды, их беспокоит сердцебиение, колебания АД, тошнота, неустойчивый стул. К вегето-сосудистым дистояниям относятся: мигрень, обморок, ортостатическая гипотония, симпатокомплекс Рейно (симптом «мертвого пальца»). Одним из проявлений вегето-сосудистой дистонии является колебания АД, в частности тенденция к снижению его — гипотония.

Наиболее частыми причинами, ведущими к развитию первичной артериальной гипотонии, являются эмоциональные перенапряжения, психическая травма. чаще встречается у женщин в молодом возрасте.

Жалобы больных артериальной гипотонией очень разнообразны, их можно разделить на три группы:

1. Обусловлены нарушением питания головного мозга (головная боль, головокружение, шаткая походка). Причиной этих жалоб обычно является нервно-психическое перенапряжение, изменение погоды. Головокружение — ортостатического типа. Бывает болезнь высоты, пространства. Мелькание мушек, обморочное состояние.

2. Группа жалоб психоневротического характера: нарушение сна, раздражительность, депрессия, аффективные взрывы, ослабление внимания, памяти.

3. Группа — боли в сердце, одышка, сердцебиение. Во всех случаях имеется общая слабость, утомляемость, снижение работоспособности.

При артериальной гипотонии преимущественно снижено максимальное АД, оно колеблется от 100 до 70 мм рт.ст. (Рафалович М.Б.) уменьшено пульсовое давление и наличие артериальных асимметрий.

Организуя занятия и подбирая упражнения следует иметь в виду, что вначале должны применяться силовые и скоростно-силовые упражнения, после них необходимо снижение нагрузки, включая дыхательные упражнения, на расслабленные и лишь потом использовать статические упражнения, после них делаются разгрузочные упражнения или кратковременный отдых. Плотность занятий должна быть малой или средней — это позволяет использовать все виды перечисленных движений.

Кроме гимнастических, используются прикладные упражнения: ходьба, терренкур, игры — все виды сопровождаются подъемом максимального давления и некоторого снижения минимального, в результате возрастает пульсовое давление.

Раздельное применение физических воздействий показало, что прогулки, терренкур меньше сказываются на показателях АД, чем игры и гимнастика. Таким образом, при АД предпочтение следует отдавать играм и гимнастике.

Противопоказанием к применению ЛФК могут явиться гипотонические кризы, выражающиеся в резком ухудшении самочувствия, коллаптоидном состоянии. Формы ЛФК, используемые при этом заболевании не отличаются от обычных.

Итак, применяются следующие виды упражнений:

1. Силовые — с мышечным усилием, отягощением снарядами, на снарядах — все они выполняются медленно.

2. Скоростно-силовые — бег, прыжки, подскоки, быстрая смена положения рук и ног.

3. Статические напряжения — максимальной интенсивности (2-5 секунд); малой интенсивности (10-30 секунд).

4. Упражнения на расслабление.

5. Дыхательные упражнения применяются с целью обучения полному дыханию и для снижения общей нагрузки.

6. Упражнения в координации движений важны в связи с тем, что при первичной АГ наблюдается асинхронность в сокращении мышц.

7. Упражнения с элементами вестибулярной тренировки, в связи с тем, что часто эта функция нарушена.

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. G дара 50-й Генный Ключ видит совершенно новую реальность социального взаимодействия людей, «в настоящее время находящуюся на самой ранней стадии проявления в мире.
  2. Акты применения правовых норм: понятие, характерные черты, виды
  3. Акции: понятие, категории, выпуск, размещение, виды прав акционеров.
  4. Анатомо-функциональная характеристика пищевода. Дивертикулы пищевода. Классификация, клиника, диагностика, лечение.
  5. Арахноидит спинного мозга. этиология, патогенез, клиника, лечение.
  6. Ассортимент товаров, понятие, свойства и показатели.
  7. Аудиторский финансовый контроль: понятие, особенности, виды.
  8. Базовый состав информационной модели здания. Стадии разработки информационной модели здания
  9. Банковская система РФ: понятие, структура. Проблемы и направления развития банковского сектора России.
  10. Безопасность: понятие, классификация
  11. Безработица: понятие, показатели, виды
  12. Биологические препараты в лечении ревматоидного артрита. (Генно-инженерные биологические препараты ГИБП)

Источник

Îáùàÿ õàðàêòåðèñòèêà ðåâìàòîèäíîãî àðòðèòà, åãî ýòèîëîãèÿ è ïàòîãåíåç, êëèíè÷åñêèå ïðèçíàêè. Ëå÷åíèå çàáîëåâàíèÿ è ïðîôèëàêòèêà. Îáùèå ïðèíöèïû ðåàáèëèòàöèè. Ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà â êîìïëåêñíîì ëå÷åíèè áîëüíûõ. Ìåõàíèçì âîçäåéñòâèÿ ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

¹

È. ï.

Âèäû óïðàæíåíèÿ

Äîçèðîâêà

Òåìï

Ìåòîäè÷åñêèå óêàçàíèÿ

1

Ñèäÿ, ðóêè ñîãíóòû

Ðàçâåñòè ïàëüöû ðóê è ñâåñòè

10

Ìåäëåííûé

Äûõàíèå ñâîáîäíîå

2

Òî æå

Ñæèìàòü ïàëüöû ðóê â êóëàê è ðàçæèìàòü

12

Ñðåäíèé

Òî æå

3

Òî æå

Ñîåäèíÿòü è ðàçúåäèíÿòü ïî î÷åðåäè êàæäûé ïàëåö ñ áîëüøèì

6-10

Ñðåäíèé

Òî æå

4

Òî æå

Ùåë÷êè êàæäûì ïàëüöåì ìåíÿÿ ïàëåö

4-6

Ñðåäíèé

Òî æå

5

Òî æå

Êðóãîâûå äâèæåíèÿ áîëüøèì ïåðâûì ïàëüöåì ïî è ïðîòèâ ÷àñîâîé ñòðåëêè

Ïî 6

Ìåäëåííûé

Äûõàíèå ñâîáîäíîå

6

Òî æå

Êîãòåîáðàçíîå ñãèáàíèå è ðàçãèáàíèå ïåðâûõ è âòîðûõ ôàëàíã ïàëüöåâ

8

Ñðåäíèé

Òî æå

7

Òî æå

Ñãèáàíèå è ðàçãèáàíèå êèñòåé ðóê â ëó÷åçàïÿñòíîì ñóñò.

10

Ìåäëåííûé

Òî æå

8

Ñèäÿ, ðóêè ñîãíóòû â ëîêòåâûõ ñóñòàâàõ è îïèðàþòñÿ íà ëîêòè

Êðóãîâûå äâèæåíèÿ â ëó÷åçàïÿñòíûõ ñóñòàâàõ â ïðîòèâîïîëîæíûå ñòîðîíû

Ïî 6

Ñðåäíèé

Òî æå

9

Òî æå

Ëàäîíè ê ñåáå è îò ñåáÿ

6-10

Ñðåäíèé

Òî æå

10

Òî æå

Îòâåäåíèå è ïðèâåäåíèå êèñòåé

6-10

Òî æå

Ìàêñèìàëüíàÿ àìïëèòóäà äâèæåíèé â ñóñòàâå

11

Ñèäÿ, ðóêè ñîãíóòû â ëîêòåâûõ ñóñòàâàõ è îïèðàþòñÿ íà ëîêòè, êèñòè â «çàìêå»

Ïîäíèìàíèå è îïóñêàíèå ïîî÷åðåäíî ëåâîãî è ïðàâîãî ëîêòåé

6-10

Ìåäëåííûé

Äûõàíèå ñâîáîäíîå

12

Òî æå

Êðóãîâûå äâèæåíèÿ â ëó÷åçàïÿñòíûõ ñóñòàâàõ

Ïî 6-10

Ìåäëåííûé

Òî æå

13

Òî æå

Ïîïåðåìåííîå ñãèáàíèå-ðàçãèáàíèå ëó÷åçàïÿñòíûõ ñóñòàâîâ

6-10

Ìåäëåííûé

Äûõàíèå ñâîáîäíîå

14

Òî æå

Ïîïåðåìåííûå ïîâîðîòû êèñòåé

6-10

Ìåäëåííûé

Òî æå

Читайте также:  Ревматоидный артрит лечение витаминами

Òàáëèöà 3.2.Ïðèìåðíûé êîìïëåêñ óïðàæíåíèé äëÿ âåðõíåé êîíå÷íîñòè ó áîëüíûõ ðåâìàòè÷åñêèì àðòðèòîì.

¹

È. ï.

Âèäû óïðàæíåíèÿ

Äîçèðîâêà

Òåìï

Ìåòîäè÷åñêèå óêàçàíèÿ

1

Ñèäÿ, ïðåäïëå÷üå íà ñòîëå

Ïðîíàöèÿ è ñóïèíàöèÿ ïðåäïëå÷üÿ

10-15

Ñðåäíèé

Äûõàíèå ïðîèçâîëüíîå

2

Òî æå

Äâèæåíèå â ëó÷åçàïÿñòíîì ñóñòàâå: îòâåäåíèå è ïðèâåäåíèå êèñòè

Ïî 10-15

Òî æå

Àêöåíò íà ïðèâåäåíèå

3

Ñèäÿ, ïðåäïëå÷üÿ íå ñòîëå, êèñòè ñâåøèâàþòñÿ ñî ñòîëà

Ïîïåðåìåííîå ñãèáàíèå-ðàçãèáàíèå ëó÷åçàïÿñòíûõ ñóñòàâîâ

Ïî 10 -15

Òî æå

Óäåðæàíèå òûëüíîãî ñãèáàíèå êèñòè

4

Ñèäÿ, ðóêà îïèðàåòñÿ ëîêòåâûì êðàåì î ñòîë

Ëó÷åâîå è ëàäîííîå ïðèâåäåíèå-îòâåäåíèå, ïðîòèâîñòàâëåíèå êàæäîãî ïàëüöà

Ïî 5-6

Òî æå

Äûõàíèå ïðîèçâîëüíîå

5

Ñèäÿ, ðóêà ëàäîííîé ïîâåðõíîñòüþ îïèðàåòñÿ î ñòîë

Îòâåäåíèå è ïðèâåäåíèå êàæäîãî ïàëüöà, çàòåì ïðèâåäåíèå è îòâåäåíèå âñåõ ïàëüöåâ îäíîâðåìåííî

Ïî 8-10

Òî æå

Òî æå

6

Ñèäÿ, ðóêà òûëüíîé ïîâåðõíîñòüþ îïèðàåòñÿ î ñòîë

Ñæèìàíèå êèñòè â êóëàê, çàòåì âûïðÿìëåíèå ïàëüöåâ ñ ðàçâåäåíèåì; çàòåì òîæå èç È.ï. 5 óïð.

Ïî 10-15

Òî æå

Òî æå

7

Ñèäÿ, ðóêà óïèðàåòñÿ ëîêòåâîé ñòîðîíîé î ñòîë, ïàëüöû ñëåãêà ñîãíóòû â ïðîêñèìàëü

íûõ ìåæôàëàíãî

âûõ ñóñòàâàõ.

Ñãèáàíèå-ðàçãèáàíèå â ïÿñíî-ôàëàíãîâûõ ñóñòàâàõ.

10-15

Òî æå

Òî æå

8

Ñèäÿ, ðóêà îïèðàåòñÿ íà ñòîë, ìåæôàëàíãî

âûå ñóñòàâû âûïðÿìëåíû

Ñãèáàíèå-ðàçãèáàíèå â äèñòàëüíûõ ìåæôàëàíãîâûõ ñóñòàâàõ

10-15

Òî æå

Òî æå

9

Ñèäÿ, ðóêà îïèðàåòñÿ ëàäîííîé ñòîðîíîé î ñòîë.

Ïîäíèìàíèå ïàëüöåâ ââåðõ ïîî÷åðåäíî

8-10

Òî æå

Òî æå

Òàáëèöà 3.3.Êîìïëåêñ óïðàæíåíèé äëÿ áîëüíûõ ðåâìàòîèäíûì àðòðèòîì íà ñòàöèîíàðíîì ýòàïå ëå÷åíèÿ.

Ðàçäåë çàíÿòèÿ

Ñîäåðæàíèå ðàçäåëà

Äëèòåëüíîñòü çàíÿòèÿ

Ìåòîäè÷åñêèå óêàçàíèÿ

Ââîäíûé

È.ï. ëåæà íà ñïèíå, äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ.

Óïðàæíåíèÿ äëÿ ìåëêèõ è ñðåäíèõ ìûøå÷íûõ ãðóïï çäîðîâûõ ñóñòàâîâ íèæíèõ êîíå÷íîñòåé.

Óïðàæíåíèÿ äëÿ ìûøö áðþøíîãî ïðåññà è ïëå÷åâîãî ïîÿñà

10-12 ìèíóò

Ñòàòè÷åñêîå äûõàíèå ñ óãëóáëåííûì âûäîõîì. Òåìï ìåäëåííûé. Äûõàíèå ñâîáîäíîå, òåìï ñðåäíèé, ÷åðåç 2-3 óïð. Ïàóçà äëÿ îòäûõà

Îñíîâíîé

È.ï. ëåæà íà ñïèíå ñ ïîäíÿòûì ïîäãîëîâíèêîì êðîâàòè, âñå ìûøöû òåëà ðàññëàáëåíû, âñåâîçìîæíûå àêòèâíûå óïðàæíåíèÿ äëÿ ïàëüöåâ, ãîëåíîñòîïíûõ, ëó÷åçàïÿñíûõ, êîëåííûõ, ëîêòåâûõ, ïëå÷åâûõ ñóñòàâîâ.

Ïàóçà îòäûõà

Óïðàæíåíèÿ äëÿ ìûøö òóëîâèùà, òàçîáåäðåííûõ ñóñòàâîâ.

Ïàóçà îòäûõà.

Ïàññèâíûå äâèæåíèÿ â áîëüíûõ è ñìåæíûõ ñóñòàâàõ.

Ïàóçà îòäûõà.

18-20 ìèíóò.

Äûõàíèå ñâîáîäíîå, òåìï ñðåäíèé, ìåäëåííûé.

Äâèæåíèÿ íå äîëæíû âûçûâàòü ñèëüíûå áîëåâûå îùóùåíèÿ.

Ìåæäó óïðàæíåíèÿìè íåîáõîäèìî äåëàòü ïàóçû îòäûõà è äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ.

Çàêëþ÷èòåëüíûé

È.ï. òî æå

Óïðàæíåíèÿ íà ðàññëàáëåíèå ìûøö çäîðîâûõ è áîëüíûõ êîíå÷íîñòåé.

Ïàóçà îòäûõà.

Ìàññàæ èëè ñàìîìàññàæ áîëüíûõ êîíå÷íîñòåé è ñóñòàâîâ.

Ïàóçà îòäûõà.

Äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ.

8-13 ìèíóò

Äëÿ áîëüíûõ êîíå÷íîñòåé óïðàæíåíèÿ ïðîâîäÿòñÿ ñ íàïðÿæåíèåì-ðàññëàáëåíèåì ìûøö áåç äâèæåíèÿ.

Äûõàíèå ñâîáîäíîå.

Òåìï ìåäëåííûé.

Âñå ïðèåìû ìàññàæà è ñàìîìàññàæà íå äîëæíû âûçûâàòü áîëåâûõ îùóùåíèé

Âñåãî

35-45 ìèíóò

Âûâîäû

Ðåâìàòîèäíûé àðòðèò — õðîíè÷åñêîå ñèñòåìíîå çàáîëåâàíèå ñîåäèíèòåëüíîé òêàíè ñ ïðîãðåññèðóþùèì ïîðàæåíèåì ïðåèìóùåñòâåííî ïåðèôåðè÷åñêèõ (ñèíîâèàëüíûõ) ñóñòàâîâ ïî òèïó ýðîçèâíî-äåñòðóêòèâíîãî ïîëèàðòðèòà ñ âûðàæåííûìè ìåñòíûìè è îáùèìè àóòîèìóííûìè èçìåíåíèÿìè. Ýòî îäíî èç íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííûõ çàáîëåâàíèé ñóñòàâîâ.

Îñíîâíûìè ñðåäñòâàìè ôèçè÷åñêîé ðåàáèëèòàöèè áîëüíûõ ñ ðåâìàòîèäíûì àðòðèòîì ÿâëÿþòñÿ ëå÷åáíàÿ ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà, ìàññàæ, ôèçèîòåðàïèÿ, òðóäîòåðàïèÿ, ðåôëåêñîòåðàïèÿ, ïñèõîòåðàïèÿ è äðóãèå íå ìåäèêàìåíòîçíûå ìåòîäû ëå÷åíèÿ.

Íàïðàâëåííîñòü ðåàáèëèòàöèîííûõ ìåðîïðèÿòèé è ðåàáèëèòàöèîííûé ïðîãíîç ïðè ðåâìàòîèäíîì àðòðèòå çàâèñèò îò êëèíè÷åñêîé ôîðìû è ñòàäèè çàáîëåâàíèÿ, õàðàêòåðà òå÷åíèÿ ïðîöåññà, ñòåïåíè àêòèâíîñòè è íàðóøåíèÿ ôóíêöèè ñóñòàâîâ.

Îñíîâíûìè ìåõàíèçìàìè âîçäåéñòâèÿ ñðåäñòâ ËÔÊ íà îðãàíèçì áîëüíûõ ðåâìàòîèäíûì àðòðèòîì ÿâëÿåòñÿ íåéðî-ðåôëåêòîðíî-ãóìîðàëüíûé, êîòîðûé ðåàëèçóåòñÿ ÷åðåç òîíèçèðóþùåå, òðîôè÷åñêîå, íîðìàëèçóþùåå è êîìïåíñàòîðíîå âëèÿíèå ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé.

Îñíîâíûìè ñðåäñòâàìè ËÔÊ ïðè ðåâìàòîèäíîì àðòðèòå ÿâëÿþòñÿ ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ (ñòàòè÷åñêèå è äèíàìè÷åñêèå ñïåöèàëüíûå óïðàæíåíèÿ, àêòèâíûå, ïàññèâíûå, àêòèâíî-ïàññèâíûå, äûõàòåëüíûå, óïðàæíåíèÿ ñ ïðåäìåòàìè, îáùåðàçâèâàþùèå, ïðèêëàäíî-áûòîâûå è äð.) äâèãàòåëüíûå ðåæèìû, ìåõàíîòåðàïèÿ, òðóäîòåðàïèÿ, ìàññàæ.

Óòðåííÿÿ ãèãèåíè÷åñêàÿ ãèìíàñòèêà, ëå÷åáíàÿ ãèìíàñòèêà, ñàìîñòîÿòåëüíûå çàíÿòèÿ, äîçèðîâàííàÿ ëå÷åáíàÿ õîäüáà — îñíîâíûå ôîðìû çàíÿòèé ïðè ðåâìàòîèäíîì àðòèðèòå.

Ïðàêòè÷åñêèå ðåêîìåíäàöèè

Ïðè ïðîâåäåíèè ËÔÊ ñ áîëüíûìè ðåâìàòîèäíûì àðòðèòîì íåîáõîäèìî ó÷èòûâàòü ïåðèîä òå÷åíèÿ çàáîëåâàíèÿ: â îñòðîì ïåðèîäå íàçíà÷àåòñÿ ïîñòåëüíûé ðåæèì è èììîáèëèçàöèÿ ïîðàæåííûõ ñóñòàâîâ; â ïîäîñòðîì ïåðèîäå íà ïåðâûé ïëàí âûõîäèò ËÔÊ, à ìàññàæ, ôèçèîòåðàïèÿ, ðåôëåêñîòåðàïèÿ, ïñèõîòåðàïèÿ ïðîâîäÿòñÿ ñ öåëüþ îáåñïå÷åíèÿ îïòèìàëüíûõ óñëîâèé äëÿ åå ïîëíîöåííîãî ïðîâåäåíèÿ.

Ìåõàíîòåðàïèÿ íà àïïàðàòàõ îáÿçàòåëüíî èñïîëüçóåòñÿ ïðè ðåâìàòîèäíîì àðòðèòå, ñîãëàñíî ñòåïåíè ôóíêöèîíàëüíîé íåäîñòàòî÷íîñòè è ñ ó÷åòîì àêòèâíîñòè ïðîöåññà.

Ïîëó÷åííûå íàìè äàííûå ìîæíî èñïîëüçîâàòü â ëå÷åáíûõ ó÷ðåæäåíèÿõ ðåâìàòîëîãè÷åñêîãî ïðîôèëÿ ïðè ïðîâåäåíèè çàíÿòèé ËÔÊ ñ áîëüíûìè ðåâìàòîèäíûì àðòðèòîì, à òàêæå â ó÷åáíîì ïðîöåññå äëÿ ñòóäåíòîâ àêàäåìèè ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû ïî äèñöèïëèíå «Ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ â êëèíèêå âíóòðåííèõ áîëåçíåé».

Читайте также:  Настойка из грецких орехов от артрита

Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

Àãàáàáîâà Ý.Ð., Ïàâëîâ Â.Ï., Òðîôèìîâà Ò.Ì., .Øåïåò Ì.À. Äèàãíîñòèêà è ëå÷åíèå ðåâìàòîèäíîãî àðòðèòà: Îáçîðíàÿ èíôîðìàöèÿ. Ì., Ìåäèöèíà, 1977.

Àíîõèí Â.Í. Ðåâìàòè÷åñêèå áîëåçíè è ïðîáëåìà ðåàáèëèòàöèè. —  êí.: Âîïðîñû ðåàáèëèòàöèè ïðè ðåâìàòè÷åñêèõ çàáîëåâàíèÿõ,—Ì., Ìåäèöèíà, 1979, ñ. 3—9.

Àñòàïåíêî Ì.Ã. Èíôåêöèîííûå íåñïåöèôí÷åñêèå ïîëèàðòðèòû. Ì., 1956.

Àñòàïåíêî Ì.Ã., Èåâëåâà Ë.Â., Ñûñîåâ Â.Ô. è äð. Ñîâðåìåííûå àñïåêòû äèàãíîñòèêè ðåâìàòîèäíîãî àðòðèòà.—Òåð. Àðõ., 1978, ¹ 1, ñ. 78-81. ‘

Àñòàïåíêî Ì.Ã., Ïàâëîâ Â.Ï. Ïóíêöèÿ ñóñòàâîâ è âíóòðèñóñòàâíîå ââåäåíèå ñòåðîèäíûõ ãîðìîíîâ. — Ì.: Ìåäèöèíà, 1973J—80 ñ.

Áóí÷óê Í.Â., Öâåòêîâà Å.Ñ., Ðûíêîâ Ñ.Ì., Ïðèìåíåíèå ëåâàìèçîëà â ðåâìàòîëîãè÷åñêîé ïðàêòèêå — Òåð.àðõ., 1977. ¹ 4. ñ. 103—107.

Áûõîâñêèé Ç.Å. Ëå÷åíèå çàáîëåâàíèè ñóñòàâîâ êóðîðòíûìè ôàêòîðàìè. Ñîâåòñêàÿ ìåäèöèíà, 1949, — Ë. ñ. 5.

Âåðáîâ À.Ô. Çàäà÷è è ïðåäåëû êèíåçîòåðàïèè ïðè õðîíè÷åñêèõ ïîëèàðòðèòàõ. Ôèçèîòåðàïèÿ, 1928, ¹ 3.

Ãîðèíåâñêàÿ Â.Â. Ìåòîäèêà ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêè ïðè êîìïëåêñíîì ëå÷åíèè èíôåêöèîííûõ íåñïåöèôè÷åñêèõ ïîëèàðòðèòîâ. Òðóäû Ãîñóäàðñòâåííîãî èíñòèòóòà ôèçèîòåðàïèè Â. 11, ÷. 2, Ì., 1948.

Äîðìèäîíòîâ Å.Ï., Êîðøóíîâ Í.È., Áàðàíîâà Ý.ß. Ïðîòèâîðåâìàòè÷åñêèå íåñòåðîèäíûå ïðåïàðàòû â òåðàïèè áîëüíûõ ðåâìàòîèäíûì àðòðèòîì.— Òåð. àðõ., 1978, N° 9, ñ. 10—13.

Äîðîøåíêî Ê.Ã. Ïðèìåíåíèå ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóð â êîìïëåêñíîì ëå÷åíèè áðóöåëëåçà. Îäåññà, 1953.

Äÿäüêèí Ê. Î íåéðîäèñòðîôè÷åñêèõ èçìåíåíèÿõ â êîñòÿõ ñóñòàâîâ âåðõíèõ êîíå÷íîñòåé ïðè ãðóäíîé æàáå è èíôàðêòå ìèîêàðäà.  êí.: Òðîìáîçû è ýìáîëèè. Ì., 1951.

Åðåìåíêî Ã.Ñ. Âðà÷åáíî-òðóäîâàÿ ýêñïåðòèçà è ñîöèàëüíà-òðóäîâàÿ ðåàáèëèòàöèÿ ïðè èíôåêöèîííîì íåñïåöèôè÷åñêîì (ðåâìàòîèäíîì) ïîëèàðòðèòå.— êí.: Èíâàëèäíîñòü ïðè ðåâìàòè÷åñêèõ çàáîëåâàíèÿõ. — Ì., Ìåäèöèíà, 1978, ñ. 32—49.

Êîïüåâà Ò.Í, Ïàòîëîãèÿ ðåâìàòîèäíîãî àðòðèòà, —Ì.: Ìåäèöèíà, 1980.— 208 ñ.

Êóðåëëà Ì.Â. Àíàëèç ñîñòîÿíèÿ äâèãàòåëüíîé ñôåðû y áîëüíûõ èíôåêöèîííûì íåñïåöèôè÷åñêèì ïîëèàðòðèòîì è åãî çíà÷åíèå äëÿ ìåòîäèêè ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêè. Âîïðîñû êóðîðòîëîãèè, ôèçèîòåðàïèè è ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðû, 1955, ¹ 4.

Ëåáåäåâà Â.Ñ. Ïðèìåíåíèå ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðû ïðè îñòðûõ ïîëèàðòðèòàõ. Òðóäû Ïåðìñêîãî ìåäèöèíñêîãî èíñòèòóòà. Ïåðìü, 1940, ç. XIX.

Ëîçîâîé Â.Ï., Øåðãèí Ñ.Ì. Ò- è Â-ñèñòåìû èììóíèòåòà ïðè çàáîëåâàíèÿõ ñîåäèíèòåëüíîé òêàíè (îáçîð ëèòåðàòóðû è ñîáñòâåííûå äàííûå). — Òåð. àðõ., 1978, ¹ 9, ñ. 135—145.

Ìîøêîâ Â.Í. Ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà â êëèíèêå âíóòðåííèõ áîëåçíåé. Ì., 1952.

Íàñîíîâà Â.À. Ðåâìàòîèäíûé àðòðèò â ñîâðåìåííîé ðåâìàòîëîãèè.— Òåð. àðõ., 1978, 9, 3—7.

Íàñîíîâà Â.À. Êëèíèêî-ïàòîãåíåòè÷åñêèå çàêîíîìåðíîñòè õðîíè÷åñêîãî ðåâìàòè÷åñêîãî âîñïàëåíèÿ. — Âåñòè. ÀÌÍ ÑÑÑÐ, 1979, ¹ 12, ñ. 3—12.

Íàñîíîâà Â.À,, Ñèãèäèí ß- À., Òðíàâñêèé Ê., Âûêèäàë Ì. // Ôàðìàêîòåðàïèÿ â ðåâìàòîëîãèè. — Ì.: Ìåäèöèíà, 1976. — 216 ñ.

Íåñòåðîâ À.È. Ïðèíöèïû ëå÷åíèÿ àðòðèòîâ. Ñîâåòñêàÿ ìåäèöè íà, 1948, ¹ 10.

Íóöóáèäçå Â. Ëå÷åáíàÿ ãèìíàñòèêà â öõàëòóáñêèõ áàññåéíàõ êàê ìåòîä âîññòàíîâèòåëüíîé òåðàïèè ïðè ïîðàæåíèÿõ ïîçâîíî÷íèêà ñïîíäèëàðòðèòàõ è ñïîíäèëîçàõ).Âîïðîñû êóðîðòîëîãèè, ôèçèîòåðàïèè è ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðû,1955.¹ 4.

Ïàâëåíêî Ò.Ä Ïåðñïåêòèâû ðàçâèòèÿ ðåàáèëèòàöèè àðòðîëîãè÷å-ñêèõ áîëüíûõ. —  êí.: Âîïðîñû ðåàáèëèòàöèè ïðè ðåâìàòè÷åñêèõ çàáîëåâàíèÿõ. Ì., 1979, ñ. 18—21.

Ïàâëîâ Â.Ï. Êîìïëåêñíîå õèðóðãè÷åñêîå ëå÷åíèå èíôåêöèîííîãî íåñïåöèôè÷åñêîãî ïîëèàðòðèòà. — Ì.: Ìåäèöèíà, 1977.— 175 ñ.

Ïÿé Ë,Ò. Ñïîðíûå êëèíè÷åñêèå ïðîáëåìû èììóíîïàòîëîãèè ðåâìàòîèäíîãî àðòðèòà. — Òåð. àðõ., 1978, ¹ 9, ñ, 7—9.

Ñàëüíèêîâà Ê.È. Ëå÷åáíàÿ ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà â êîìïëåêñíîé òåðàïèè áîëüíûõ ãîíîðåéíûì .àðòðèòîì.  ñá.:  îïðîñû ôèçèîòåðàïèè è êóðîðòîëîãèè. Ñâåðäëîâñê, 1956.

Ñèãèäèí ß.À. Ñîâðåìåííûå ïðèíöèïû ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíîé òåðàïèè â ðåâìàòîëîãèè. — Òåð. àðõ., 1978, ¹ 2, ñ. 138—Ö5.

Ñèãèäèí ß.À., Öâåòêîâà Å.Ñ. Îá îáúåêòèâíûõ ìåòîäàõ èñïûòàíèé íîâûõ ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ.—Òåð. àðõ,, 1977, ¹ 11, ñ. 74—79.

Ñìèðíîâ Í.À. Äèàãíîñòèêà è òåðàïèÿ ãîíîðåéíûõ àðòðèòîâ. Óðîëîãèÿ, 1935, ¹ 12.

Óëüÿíîâà 3.À. Î ïðèìåíåíèè ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðû ïðè èñòèííîì ðåâìàòèçìå è íåêîòîðûõ èíôåêöèîííûõ ïîëèàðòðèòàõ â óñëîâèÿõ ñòàöèîíàðà. Òåîðèÿ è ïðàêòèêà ôèçêóëüòóðû, 1938, ¹8.

Òåòåëüáàóì À.Ã. Èçìåíåíèÿ â ïëå÷åâûõ ñóñòàâàõ ïðè èíôàðêòå ìèîêàðäà è ãðóäíîé æàáå. Êëèíè÷åñêàÿ ìåäèöèíà, 1956, ¹ 1.

Õâåñèíà-È.Ä. Íåðâíîòðîôè÷åñêèå èçìåíåíèÿ â êîñòÿõ è ñóñòàâàõ ïðè ãðóäíîé æàáå è èíôàðêòå ìèîêàðäà. Òðóäû Ìîñêîâñêîãî îáëàñòíîãî íàó÷íî-èññëåäîâàòåëüñêîãî èíñòèòóòà. Ì.,

Øåéèáåðã Î.À. Ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà êàê ìåòîä ïîâûøåíèÿ ýôôåêòèâíîñòè òåïëîâîãî ëå÷åíèÿ ïðè òóãîïîäâèæíîñòè ïîçâîíî÷íèêà, Òðóäû Áàëüíåîëîãè÷åñêîãî èíñòèòóòà, Ò.- XVI, Ïÿòèãîðñê, 1937.

Øåéíáåðã Î.À. Ýôôåêòèâíîñòü ïðèìåíåíèÿ ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðû ïðè õðîíè÷åñêèõ àðòðèòàõ íà ôîíå áàëüíåîëîãè÷åñêîãî ëå÷åíèÿ ðàäîíîâûìè âàííàìè. Òðóäû Áàëüíåîëîãè÷åñêîãî èíñòèòóòà. Ò. XX. Ïÿòèãîðñê, 1940,

Øåíê À.Ê. Ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà â òåðàïèè ñïîíäèëàðòðèòîâ, ñïîíäèëàðòðîçîâ .è äåôîðìèðóþùèõ ñïîíäèëîçîâ,  êí.: Ôèçêóëüòóðà êàê ëå÷åáíûé ìåòîä. Ì.,-1934.

37.Øèõî â Ì.Ì. Îïûò êîìáèíèðîâàííîãî ëå÷åíèÿ ðåâìàòè÷åñêèõ è èíôåêöèîííûõ .ïîëèàðòðèòîâ Âîïðîñû ðåâìàòèçìà. Ì.—Ë., 1950, ¹4.

38.ßêîâëåâà À.À. Èíôåêöèîííûé íåñïåöèôè÷åñêèé (ðåâìàòîèäíûé) àðòðèò ó äåòåé. —Ì.: Ìåäèöèíà, 1971. — 256 ñ.

39. Fassbender Í.G, Concept of patological system in rheumatoid arthritis. — Acta med. Jugoslavia, 1973, v. 27, p. 281—291.

Nuivig J.Â., Mellbye 0.J. Immunology in the pathogenesis of rheumatoid arthritis.—Triangle (Sand. J. Med. Sci.), 1979, v, 18, p. 39—44.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник