Курсовая работа артроз коленного сустава

Физиотерапия при артрозе коленного сустава: виды, техники, эффективность

Курсовая работа артроз коленного сустава

Многие годы пытаетесь вылечить СУСТАВЫ?

Глава Института лечения суставов: «Вы будете поражены, насколько просто можно вылечить суставы принимая каждый день…

Читать далее »

Физиотерапия при артрозе коленного сустава — один из основных методов лечения. Ее методы могут использоваться, как самостоятельно, так и в комплексе с медикаментозным лечением. Что включает в себя курс физиотерапии, каких результатов стоит ожидать?

Курсовая работа артроз коленного сустава

Особенности болезни

Артроз коленного сустава — это острое дегенеративное заболевание, во время которого происходит постепенное деформирование, а затем и полное разрушение хрящей. Данная патология имеет прогрессирующее протекание с постоянными признаками воспалительного процесса.

Больше подвержены заболеванию женщины в возрасте после сорока лет. Если пациентка вовремя не обратится к врачу, не начнет медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, то уже через несколько лет ее сустав может быть полностью обездвижен, а физиотерапия в таком состоянии просто не поможет. Единственной возможностью восстановить нормальную работу сочленения будет операция по эндопротезированию колена.

Первично негативные изменения при развитии артроза происходят на биохимическом уровне; постепенно воспаление задевает физические свойства хрящей.

Вследствие этого хрящи истончаются, покрываются трещинами, становятся склонными к расслаиванию. В запущенном состоянии хрящ приходит к полному разрушению, что полностью обнажит кость, cделает ее подверженной множеству повреждений и болезней.

Основные причины развития:

  1. Ранее перенесенная травма колена: ушиб, перелом, вывих, повреждение мениска, что часто наблюдается у спортсменов. Для лечения травмы применяется временная фиксация сустава, что способствует ухудшению кровообращения — это является главной причиной развития артроза.
  2. Чрезмерные нагрузки на колено. Особенно опасно проводить тяжелые тренировки людям пожилого возраста, суставы которых более подвержены деформации. Микротравмы также провоцируют это заболевание.
  3. Проблема ожирения. Сами по себе лишние килограммы напрямую не влияют на развитие артроза, однако они приводят к травмированию менисков, что способствует длительному восстановлению и воспалению. При лишнем весе именно на колени возлагается самая большая нагрузка.
  4. Различные суставные болезни. Это может быть прогрессирующий артрит, ревматизм или онкология, которые провоцируют воспаление тканей, медленное развитие болезни.
  5. Серьезные нарушения в обмене веществ. Из-за дефицита полезных микроэлементов хрящевые ткани не будут получать оптимального количества «подпитки».

Повышают риск развития артроза:

  • наличие тяжелых хронических заболеваний;
  • стресс;
  • работа, связанная с длительным пребыванием в стоячем положении;
  • вредные привычки;
  • дефицит кальция.

Если ранее человек перенес разрыв мениска, и ему была проведена операция по удалению данного элемента сустава, то в 95 % случаев спустя несколько лет у такого пациента возникнет артроз. Эта неутешительная статистика все чаще наблюдается травматологами.

Проявление артроза колена

Характерные симптомы развивающегося заболевания:

 Вид симптома

Особенности развития и характер протекания

БолезненностьБоль развивается внезапно. Она может наблюдаться у человека годами, периодически обостряясь. Усиливается боль при нагрузках (беге, прыжках). Характер болезненности: резкий, острый, жгучий
Скопление жидкости в коленеПри отсутствии лечения данный признак провоцирует кисту Бейкера, которая устраняется только хирургическим путем
ХрустОбычно сопровождается дискомфортом. Вызван избыточной подвижностью сустава
Ухудшение подвижности суставаЧеловеку сложно ходить, свободно сгибать/разгибать ногу. Все попытки способствуют появлению жутких болей
Высокая температураСимптом развивается, как реакция организма на острый воспалительный процесс и интоксикацию
Деформирование коленаПризнак присущ для запущенных стадий артроза. В таком состоянии даже сам пациент сможет отличить заметные изменения во внешнем виде колена

Курсовая работа артроз коленного сустава

Часто пациенты опасаются лечения, практикуя терапию дома, используя различные народные средства: примочки, компрессы, анальгетики. Данный подход к лечению артроза всегда приводит к осложнениям с переходом болезни в более тяжелую форму. Именно поэтому медики не рекомендуют заниматься самолечением.

Цели и эффект физиопроцедур

Физиотерапевтическое лечение артроза популярно благодаря таким лечебным эффектам, как:

НАШИ ЧИТАТЕЛИ РЕКОМЕНДУЮТ!

Для лечения суставов наши читатели успешно используют СустаЛайф. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…

  1. Нормализация кровообращения.
  2. Снятие воспалительного процесса и отека.
  3. Улучшение подвижности сустава.
  4. Нормализация обмена веществ.
  5. Устранение болезненности.
  6. Восстановление поврежденных тканей и способствование их регенерации.
  7. Обогащение тканей полезными микроэлементами.

Курсовая работа артроз коленного сустава

Виды физиотерапии

Традиционно используются:

  • лечебная физкультура (ЛФК);
  • криотерапия;
  • массаж;
  • магнитотерапия;
  • ультрафиолетовое облучение;
  • УВЧ-терапия;
  • электрофорез;
  • грязелечение;
  • лечебные ванны;
  • озокериттерапия;
  • лазеротерапия.

Каждый метод имеет свои особенности проведения, противопоказания и результат.

Курсовая работа артроз коленного сустава

Физиолечение при артрозе коленного сустава практикуется в комплексе. При наличии противопоказаний врач подбирает терапию индивидуально.

Лечебная физкультура

ЛФК разрешена к назначению исключительно при первичном незапущенном артрозе, когда воспалительный процесс еще не смог сильно повредить ткани. Ежедневная зарядка помогает укрепить мышцы в зоне коленного сустава.

Курсовая работа артроз коленного сустава

Проводить ЛФК нужно три раза в день. Длительность одного занятия — не менее 20 минут. Для пожилых пациентов существует облегченный комплекс тренировок.

Массаж

Массаж при артрозе практикуется часто, так как помогает устранить спазм в мышцах и улучшить общую подвижность сустава.

Курсовая работа артроз коленного сустава

Проводить массаж можно самостоятельно дома, однако лучше, чтобы данную процедуру выполнял специалист, который знает все приемы разминания, растирания и поглаживания больных тканей. Для увлажнения во время массажа применяются лечебные мази или обычные масла.

СУФ-терапия

Средневолновое ультрафиолетовое лечение назначается для снятия болевого синдрома и проводится путем воздействия на больной сустав светом ультрафиолетовой лампы. Курс лечения — 5-7 процедур. Результаты терапии — устранение боли при физической нагрузке, уменьшение отека и улучшение двигательной функции.

УВЧ-терапия

УВЧ-терапия может использоваться при артрозе, остеоартрозе и артрите. Лечение предусматривает воздействие на больной сустав специальным электрическим током разной частоты.

Курсовая работа артроз коленного сустава

Пациенту нужно сесть на кушетку и ровно вытянуть ноги. К больному суставу прикрепляются электроды. После включения аппарата подается электроток. Для лечения коленей обычно применяется мощность 25-30 Вт. Сама процедура переносится легко, выраженная болезненность не ощущается.

Результаты:

  • устранение отека;
  • ускорение восстановления тканей;
  • улучшение питания тканей;
  • устранение воспаления и боли.

Лечебные ванны

Для лечения артроза могут использоваться сероводородные либо радоновые ванны. Процедуры разрешены к применению при любой запущенности болезни для снятия воспаления и ускорения восстановления сустава.

Курсовая работа артроз коленного сустава

Для достижения заметного результата нужно пройти курс терапии — 10 сеансов.

Грязелечение

Грязелечение направлено на ускорение процесса восстановления пораженного сустава при артрозе. Во время процедуры пациент ложится на спину. Подогретую лечебную грязь наносят на всю зону колена, а сверху накрывают пленкой и одеялом. Спустя полчаса больному необходимо принять душ и отдыхать еще в течение тридцати минут.

Курсовая работа артроз коленного сустава

Результаты лечения заметны после проведения 14-20 процедур.

Лазеротерапия

Суть данного метода лечения — в воздействии лазера на больной сустав, что ускоряет процесс восстановления тканей. Высокочастотный инфракрасный лазер устраняет боль и снижает чувствительность, поскольку влияет на нервные окончания.

Курсовая работа артроз коленного сустава

Длительность лазеротерапии и количество сеансов при артрозе подбирается врачом индивидуально, в зависимости от запущенности болезни.

Магнитотерапия

Магнитотерапия при артрозе полезна тем, что повышает тонус сосудов, ускоряет время полного восстановления сустава, помогает нормализовать обмен веществ.

Курсовая работа артроз коленного сустава

Практикуется магнитотерапия с использованием специальных магнитных аппаратов. Чтобы достичь улучшений, следует провести не менее 20 сеансов.

Озокеритоткерапия

Озокерит – это особое вещество, которое богато минеральными маслами. Они благоприятно влияют на состояние суставного сочленения. Озокерит применяется, как средство для компрессов, аппликаций, обладает выраженным прогревающим эффектом, уменьшает болезненность в колене.

Электрофорез

Суть электрофореза состоит во введении лекарственных препаратов под кожу с помощью электрического тока. Благодаря воздействию тока врач может максимально точно ввести препарат в поврежденную зону.

Курсовая работа артроз коленного сустава

Процедура поможет за короткий период купировать болезненные ощущения.

Криотерапия

Криотерапия — относительно новый метод лечения, основанный на воздействии холодного газа на воспаленную область. Помогает блокировать болевые рецепторы, снижает мышечный тонус, устраняет спазмы.

Советы врача

Для лечебного эффекта от физиотерапии нужно придерживаться рекомендаций:

  1. Практиковать только в периоды ремиссии болезни; острое воспаление устранять только медикаментозно.
  2. Для оценки состояния и запущенности болезни перед назначением физиопроцедур пациенту следует пройти УЗИ-исследование, рентгенографию, проконсультироваться с опытным ортопедом, хирургом.
  3. Если пациент старше сорока лет, то перед физиотерапевтическим лечением стоит провести электрокардиограмму сердца.
  4. После каждого курса физиотерапии сразу покидать кабинет врача нельзя. Желательно отдохнуть еще в течение получаса, чтобы организм смог немного восстановиться, а человек — прийти в себя.

Курсовая работа артроз коленного сустава

НАШИ ЧИТАТЕЛИ РЕКОМЕНДУЮТ!

Для лечения суставов наши читатели успешно используют СустаЛайф. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…

Пациентам пожилого возраста и людям с тяжелыми хроническими заболеваниями подбирать процедуры нужно особенно внимательно.

Противопоказания к физиотерапии

Основные противопоказания:

  • период беременности и лактации;
  • туберкулез;
  • онкологические патологии;
  • тяжелые болезни крови;
  • наличие гнойных очагов;
  • плохая свертываемость крови;
  • тяжелые болезни сердца;
  • недавно перенесенный инсульт или инфаркт;
  • атеросклероз;
  • гипертония в запущенной форме;
  • острые респираторные заболевания, сопровождающиеся лихорадкой;
  • эпилепсия;
  • тяжелые болезни ЦНС.

При наличии хотя бы одного из противопоказаний практиковать физиотерапию при артрозе нельзя. Не исключена и вероятность побочных эффектов.

Источник

Содержание
Введение 3
1. Артроз: понятие, причины, симптомы. 5
2. Методы лечения артроза 10
2.1 Лечебная физкультура при артрозе 10
2.2 Комплекс физических упражнений при артрозе тазобедренных суставов 15
2.3 Комплекс упражнений при деформирующем артрозе тазобедренных суставов 17
Заключение 18
Литература 20

Введение
Артроз — это преждевременное изнашивание внутрисуставного хряща. Одна из причин, приводящих к заболеванию, старение хондроцитов, клеток хрящевой ткани. Постепенно может уменьшиться общее количество хряща в суставе, особенно ощутимое с приближением пожилого возраста, а также после травм, посттравматических воспалений, профессиональных постоянных нагрузок на определенные суставы (например, у футболистов и работников сельского хозяйства). Наиболее часто при остеоартрозе поражаются коленный (гонартроз) и тазобедренный (коксартроз) суставы. Одним из наиболее ранних симптомов артроза является боль в коленных суставах. В начале заболевания в покое она практически отсутствует, но появляется при нагрузке на сустав.
Лечение артроза во многом зависит от того, какой именно сустав поражен, и на какой стадии заболевания он находится. Лечение артрозов является симптоматическим, поскольку поворачивать вспять процессы в хряще наука на сегодняшний день не научилась. В лечении применяют противовоспалительные средства, физиотерапевтические процедуры, лечение в санаториях в благоприятных климатических условиях с применением минеральных вод и грязей.
Артроз — самая распространенная болезнь суставов. Ею страдают от 6 до 12% населения, и что самое печальное — сегодня эта патология чаще вызывает нетрудоспособность и приводит к инвалидности, чем несколько десятилетий назад.
Женщины болеют артрозом в 2 раза чаще мужчин в молодом и среднем возрасте. А после 65 лет эта разница почти не заметна: признаки болезни обнаруживаются у 68% женщин и 58% мужчин.
От артроза не застрахован никто. Но основные группы риска все же можно выделить — это прежде всего пожилые люди, у которых компоненты хряща разрушаются быстрее, чем синтезируются, профессиональные спортсмены, танцоры, каскадеры. Сюда же можно причислить тех, чья работа или образ жизни связаны с повышенной нагрузкой на суставы.
Из сказанного можно сделать вывод, что изучение артроза и методов его лечения актуально.
Цель: выявить современные методы лечения артроза.
Задачи:
1) рассмотреть понятие «артроз», выявить причины, симптомы заболевания;
2) проанализировать современные методы лечения артроза.

1. Артроз: понятие, причины, симптомы.
Артроз — это заболевание суставов, очень широко распространенное в мире. Более правильное название артроза — остеоартроз. Первичный артроз происходит на ранее здоровом суставе, и его причина — повреждение сустава, например, тяжелая физическая работа. При вторичном артрозе сустав, подверженный артрозу, был деформирован еще до болезни — например, в результате травмы.
Нарушение обмена веществ в суставе приводит к потере хрящом эластичности. В наибольшей мере этому способствует частичная или полная потеря протеогликанов из хряща (происходит вследствие глубоких трещин в хряще). Есть и другая причина исчезновения протеогликанов — это нарушение их производства хрящевыми клетками сустава .
Наиболее часто встречаются заболевания артрозом суставов нижней половины тела (тазобедренный, коленный, первый плюснефаланговый). На руках заболеванию артрозом чаще всего подвергаются суставы фаланг пальцев. Артроз обычно возникает сначала на одном суставе, а потом и на втором — симметричном первому.

Источник

Õàðàêòåðèñòèêà àðòðîçà êîëåííîãî ñóñòàâà êàê çàáîëåâàíèÿ, â îñíîâå êîòîðîãî ëåæèò äåãåíåðàöèÿ ñóñòàâíîãî õðÿùà, ïðèâîäÿùàÿ ê åãî èñòîí÷åíèþ è íàðóøåíèþ ñóñòàâíûõ ïîâåðõíîñòåé. Àíàëèç îñîáåííîñòåé ëå÷åáíîé ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû ïðè àðòðîçå êîëåííîãî ñóñòàâà.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

ÔÅÄÅÐÀËÜÍÎÅ ÀÃÅÍÒÑÒÂÎ ÌÎÐÑÊÎÃÎ È

ÐÅ×ÍÎÃÎ ÒÐÀÍÑÏÎÐÒÀ

ÔÅÄÅÐÀËÜÍÎÅ ÃÎÑÓÄÀÐÑÒÂÅÍÍÎÅ ÁÞÄÆÅÒÍÎÅ ÎÁÐÀÇÎÂÀÒÅËÜÍÎÅ Ó×ÐÅÆÄÅÍÈÅ ÂÛÑØÅÃÎ ÎÁÐÀÇÎÂÀÍÈß

«ÃÎÑÓÄÀÐÑÒÂÅÍÍÛÉ ÓÍÈÂÅÐÑÈÒÅÒ ÌÎÐÑÊÎÃÎ È ÐÅ×ÍÎÃÎ ÔËÎÒÀ ÈÌÅÍÈ ÀÄÌÈÐÀËÀ Ñ.Î. ÌÀÊÀÐÎÂÀ»

ÊÀÔÅÄÐÀ ÔÈÇÈ×ÅÑÊÎÉ ÊÓËÜÒÓÐÛ

Ðåôåðàò

ïî äèñöèïëèíå «Ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà»

íà òåìó:

«Àðòðîç êîëåííîãî ñóñòàâà»

Âûïîëíèë ñòóäåíò âòîðîãî

êóðñà ôàêóëüòåòà Ïîðòîâîé òåõíèêè

è ýëåêòðîìåõàíèêè:

Ìèõàëî÷êèí À.À.

Ñàíêò-Ïåòåðáóðã 2015

Ñîäåðæàíèå

Ââåäåíèå

Ãëàâà 1. Êðàòêàÿ õàðàêòåðèñòèêà çàáîëåâàíèÿ

1.1 Àðòðîç

1.2 Ìåðû ïðîôèëàêòèêè çàáîëåâàíèÿ

Ãëàâà 2. Êîìïëåêñ ëå÷åíèÿ çàáîëåâàíèé

2.1 Ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà

2.2 Ðàöèîíàëüíîå Ïèòàíèå

2.3 Ðàöèîíàëüíîå ìûøëåíèå

Çàêëþ÷åíèå

Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

Ââåäåíèå

ñóñòàâ êîëåííûé àðòðîç

Àðòðîç ñóñòàâîâ — çàáîëåâàíèå, â îñíîâå êîòîðîãî ëåæèò äåãåíåðàöèÿ ñóñòàâíîãî õðÿùà, ïðèâîäÿùàÿ ê åãî èñòîí÷åíèþ, îáíàæåíèþ ïîäëåæàùåé êîñòè, êîñòíûì ðàçðàñòàíèÿì è íàðóøåíèþ ñóñòàâíûõ ïîâåðõíîñòåé.

Õàðàêòåðíûå ñèìïòîìû àðòðîçà ñóñòàâîâ — áîëü ïðè íàãðóçêå, ñòèõàþùàÿ â ïîêîå, îãðàíè÷åíèå ïîäâèæíîñòè è õðóñò â ñóñòàâå, íàïðÿæåíèå ìûøö â îáëàñòè ñóñòàâà, âîçìîæíî ïåðèîäè÷åñêîå ïîÿâëåíèå ïðèïóõëîñòè, ïîñòåïåííàÿ äåôîðìàöèÿ ñóñòàâà. Íàèáîëåå ÷àñòî ñíà÷àëà ïîðàæàåòñÿ õðÿùåâàÿ îñíîâà — ðàçâèâàåòñÿ õîíäðîç, çàòåì ê ïðîöåññó ïðèñîåäèíÿåòñÿ ïîðàæåíèå êîñòè — ðàçâèâàåòñÿ îñòåîõîíäðîç.

Ãëàâà 1.

Êðàòêàÿ õàðàêòåðèñòèêà çàáîëåâàíèé

1.1 Àðòðîç

Àðòðîçû (arthrosis, åä. ÷.; ãðå÷. Arhtron ñóñòàâ + — osis; ñèí. îñòåîàðòðîçû, äåôîðìèðóþùèå àðòðîçû, äåôîðìèðóþùèå îñòåîàðòðîçû) — äåãåíåðàòèâíî-äèñòðîôè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ ñóñòàâîâ.

Îñòåîàðòðîç (àðòðîç) — äðåâíåå çàáîëåâàíèå, êîòîðûì ñòðàäàþò è ëþäè, è æèâîòíûå. Ïàëåîíòîëîãè÷åñêèìè èññëåäîâàíèÿìè äîêàçàíî, ÷òî îñòåîàðòðîç áûë åùå ó òðàâîÿäíûõ äèíîçàâðîâ, æèâøèõ îò 70 äî 200 ìèëëèîíîâ ëåò íàçàä. Ýòî ñåðüåçíàÿ ïðîáëåìà íå òîëüêî ïðîøëîãî, íî è íàñòîÿùåãî. Ïî äàííûì Âñåìèðíîé îðãàíèçàöèè çäðàâîîõðàíåíèÿ, ýòî çàáîëåâàíèå — ëèäåð ïî óõóäøåíèþ êà÷åñòâà æèçíè ëþäåé è óâåëè÷åíèþ èíâàëèäíîñòè.

Àðòðîçû ÿâëÿþòñÿ íàèáîëåå ðàñïðîñòðàí¸ííûìè çàáîëåâàíèÿìè ñóñòàâîâ, ÷àñòîòà çàáîëåâàíèé óâåëè÷èâàåòñÿ ñ âîçðàñòîì. Ïî äàííûì ñòàòèñòèêè ðåíòãåíîëîãè÷åñêèå ñèìïòîìû àðòðîçà íàáëþäàþòñÿ ó 87% æåíùèí è ó 83% ìóæ÷èí â âîçðàñòå 55-64 ëåò. Ó 22% æåíùèí è ó 15% ìóæ÷èí ñòàðøå 50 ëåò èìåþòñÿ íå òîëüêî ðåíòãåíîëîãè÷åñêèå, íî è êëèíè÷åñêèå ïðèçíàêè àðòðîçà.

Ïîíÿòèå «àðòðîç» (äåôîðìèðóþùèé îñòåîàðòðîç) âêëþ÷àåò â ñåáÿ ãðóïïó áîëåçíåé ñóñòàâîâ äåãåíåðàòèâíî-âîñïàëèòåëüíîãî õàðàêòåðà, èìåþùèõ ðàçíîå ïðîèñõîæäåíèå è áëèçêèå ìåõàíèçìû ðàçâèòèÿ. Ðàçëè÷àþò äâà âèäà:

* Êîêñàðòðîç — îñòåîàðòðîç òàçîáåäðåííûõ ñóñòàâîâ.

* Ãîíàðòðîç — îñòåîàðòðîç êîëåííûõ ñóñòàâîâ.

Ñóñòàâíûå ñèìïòîìû àðòðîçà ñêëàäûâàþòñÿ èç áîëåé, ÷óâñòâà ñêîâàííîñòè, áûñòðîãî óòîìëåíèÿ, òóãîïîäâèæíîñòè, äåôîðìàöèé, õðóñòà è äð. Áîëè îáû÷íî òóïûå. Îíè íåïîñòîÿííû, óñèëèâàþòñÿ â õîëîäíóþ è ñûðóþ ïîãîäó, ïîñëå äëèòåëüíîé íàãðóçêè (íàïðèìåð ê âå÷åðó) è ïðè íà÷àëüíûõ äâèæåíèÿõ ïîñëå ñîñòîÿíèÿ ïîêîÿ («ñòàðòîâûå áîëè»).  òàçîáåäðåííûõ ñóñòàâàõ áîëè èðàäèöèðóþò â ïàõîâóþ ëèáî ñåäàëèùíóþ îáëàñòü (ïðè ýòîì îòìå÷àåòñÿ íàïðÿæåíèå îòâîäÿùèõ ìûøö è ñãèáàòåëåé áåäðà). Î÷åíü ÷àñòî, îñîáåííî ïðè ñòàð÷åñêèõ àðòðîçàõ, âìåñòî áîëåé îòìå÷àåòñÿ ëèøü ëîìîòà è ÷óâñòâî òÿæåñòè â êîñòÿõ è ñóñòàâàõ. Ýòî îùóùåíèå âåñüìà áëèçêî ê ÷óâñòâó ñêîâàííîñòè ïðè ðåâìàòîèäíîì àðòðèòå, íî îòëè÷àåòñÿ êðàòêîâðåìåííîñòüþ è ìàëîé èíòåíñèâíîñòüþ. Èñòèííîå îãðàíè÷åíèå ïîäâèæíîñòè ïðè àðòðîçå íàáëþäàåòñÿ ðåäêî, ÷àùå ðå÷ü èä¸ò î òóãîïîäâèæíîñòè è áûñòðîé óòîìëÿåìîñòè ñóñòàâîâ. Âñå ýòè ñèìïòîìû îáóñëîâëåíû íàðóøåíèåì êîíãðóýíòíîñòè ñóñòàâíûõ ïîâåðõíîñòåé, èçìåíåíèÿìè (óòîëùåíèåì, êàëüöèíîçîì, ñêëåðîçîì) â ñóñòàâíîé êàïñóëå, ñóõîæèëèÿõ è äðóãèõ ìÿãêèõ òêàíÿõ è ñïàçìîì ìûøö. Äåôîðìàöèè ñóñòàâîâ ëó÷øå âñåãî çàìåòíû â äèñòàëüíûõ ìåæôàëàíãîâûõ ñóñòàâàõ ðóê, â òàçîáåäðåííîì, â êîëåííûõ ñóñòàâàõ (óòîëùåíèå êîñòíîé òêàíè çà ñ÷¸ò êðàåâûõ îñòåîôèòîâ) è îáóñëîâëåíû êîñòíûìè ðàçðàñòàíèÿìè, à íå íàáóõàíèåì ìÿãêèõ òêàíåé, êàê ïðè àðòðèòàõ. Ïðè÷èíîé õðóñòà ñóñòàâîâ (÷àùå âñåãî êîëåííîãî) ÿâëÿþòñÿ íåðîâíîñòè ñóñòàâíûõ ïîâåðõíîñòåé, èçâåñòêîâûå îòëîæåíèÿ è ñêëåðîç ìÿãêèõ òêàíåé.  îòëè÷èå îò ìåëêîãî, êðåïèòèðóþùåãî õðóñòà ïðè ñèíîâèòàõ, äëÿ àðòðîçà õàðàêòåðåí ãðóáûé õðóñò

1.2 Ìåðû ïðîôèëàêòèêè çàáîëåâàíèÿ

Ïðîôèëàêòèêà ïåðâè÷íûõ àðòðîçîâ, îáóñëîâëåííûõ ïðåèìóùåñòâåííî âîçðàñòîì è ïðîôåññèîíàëüíîé ïåðåãðóçêîé, çàêëþ÷àåòñÿ â áîðüáå ñ ïðåæäåâðåìåííûì ñòàðåíèåì îðãàíèçìà ïîñðåäñòâîì ðàöèîíàëüíîãî ïèòàíèÿ, äîñòàòî÷íîé ôèçè÷åñêîé àêòèâíîñòè è çàêàëèâàíèÿ îðãàíèçìà, ñ îäíîé ñòîðîíû, è óñòðàíåíèè ïðîôåññèîíàëüíûõ âðåäíîñòåé, ñ äðóãîé. Ïðîôèëàêòèêà âòîðè÷íûõ àðòðîçîâ — ëå÷åíèå îñíîâíîãî çàáîëåâàíèÿ. Ê ïðîôèëàêòèêå àðòðîçà ìîæíî îòíåñòè ïðàâèëüíîå ëå÷åíèå âíóòðèñóñòàâíûõ ïåðåëîìîâ, óäàëåíèå ïîâðåæä¸ííûõ ìåíèñêîâ, âîññòàíîâëåíèå ðàçîðâàííûõ ñâÿçîê.

Ãëàâà 2. Êîìïëåêñ ëå÷åíèÿ çàáîëåâàíèÿ

Ëå÷åíèå áîëüíûõ ñ äåãåíåðàòèâíûìè çàáîëåâàíèÿìè ñóñòàâîâ äîëæíî áûòü ðàííèì, ïàòîãåíåòè÷åñêèì è êîìïëåêñíûì. Îñíîâíûìè ïðèíöèïàìè ëå÷åíèÿ ÿâëÿþòñÿ óñòðàíåíèå ïðè÷èí, ñïîñîáñòâóþùèõ ðàçâèòèþ áîëåçíè, ëèêâèäàöèÿ âîñïàëèòåëüíûõ èçìåíåíèé è âîññòàíîâëåíèå óòðà÷åííîé ôóíêöèè. Êîìïëåêñíîå ëå÷åíèå çàêëþ÷àåòñÿ â ïðèìåíåíèè ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ, îáëàäàþùèõ ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíûìè è îáåçáîëèâàþùèìè ñâîéñòâàìè, ïðîâåäåíèå ôèçèîòåðàïåâòè÷åñêèõ ïðîöåäóð, îêàçûâàþùèõ ñîñóäîðàñøèðÿþùåå è îáåçáîëèâàþùåå äåéñòâèå. Õîðîøèé ýôôåêò äà¸ò ñàíàòîðíî-êóðîðòíîå ëå÷åíèå ñ ïðèìåíåíèåì ãðÿçåâûõ àïïëèêàöèé, ñåðîâîäîðîäíûõ è ðàäîíîâûõ âàíí, ìàññàæà è ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêè

2.1 Ôèçêóëüòóðà ïðè àðòðîçå.

Êàê è ïðè ìíîãèõ çàáîëåâàíèÿõ ñóñòàâîâ, ïðè àðòðîçå íåîáõîäèìà ãèìíàñòèêà, êîòîðàÿ ïîìîæåò ïîâûñèòü ýôôåêòèâíîñòü ïðîâîäèìîãî ëå÷åíèÿ. Ïðè âûïîëíåíèè ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé â 3-4 ðàçà âîçðàñòàåò ïîòðåáëåíèå õðÿùîì ïèòàòåëüíûõ âåùåñòâ, íàõîäÿùèõñÿ â ñèíîâèàëüíîé æèäêîñòè, ïîýòîìó, îñîáåííî âàæíî, ÷òîáû ñèíîâèàëüíàÿ æèäêîñòü ñîõðàíÿëà ñâîè íîðìàëüíûå õàðàêòåðèñòèêè. Ãëàâíîå çíà÷åíèå ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé ñîñòîèò â âîçäåéñòâèè íà ìûøöû è óëó÷øåíèè êðîâîîáðàùåíèÿ . Âàæíî ïîìíèòü, ÷òî óìåðåííûå óïðàæíåíèÿ íå âûçûâàþò «èçíàøèâàíèÿ» ñóñòàâîâ, à íàîáîðîò óêðåïëÿþò ìûøöû, îêðóæàþùèå ñóñòàâ, óëó÷øàÿ åãî îïîðíóþ ôóíêöèþ .

Ëå÷åáíóþ ãèìíàñòèêó ïðè àðòðîçå ñëåäóåò âûïîëíÿòü â ïîëîæåíèè ëåæà èëè ñèäÿ, êîãäà ìàêñèìàëüíî ñíèæåíà íàãðóçêà íà ñóñòàâû

Ñóùåñòâóåò äâà îñíîâíûõ ïðàâèëà, âûïîëíåíèå êîòîðûõ ïðèíåñåò íàèáîëüøóþ ïîëüçó: ïîñòåïåííîñòü è ðåãóëÿðíîñòü.

Äëÿ òîãî ÷òîáû îöåíèòü ñâîè âîçìîæíîñòè, íà÷èíàéòå òðåíèðîâàòüñÿ ïîñòåïåííî. Âûïîëíÿéòå óïðàæíåíèÿ áåç èçáûòî÷íûõ óñèëèé. Âûïîëíÿòü óïðàæíåíèÿ ñëåäóåò ðåãóëÿðíî.

Èíòåíñèâíîñòü ôèçè÷åñêîé íàãðóçêè è ÷àñòîòà ïîâòîðåíèé îïðåäåëÿþòñÿ âûðàæåííîñòüþ áîëåé

Íàãðóçêó ñëåäóåò óâåëè÷èâàòü ïîñòåïåííî. Ðåêîìåíäóåòñÿ âûïîëíÿòü ïî 15 ïîâòîðåíèé îäíîãî âèäà óïðàæíåíèé. Çàíÿòèÿ äîëæíû ñîçäàâàòü îùóùåíèå ëåãêîé óñòàëîñòè, íî íå èçíóðÿòü. Åñëè ïðè âûïîëíåíèè ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé âîçíèêëà è ïðîäîëæàåòñÿ äëèòåëüíîå âðåìÿ áîëü â êîëåíå, òî íåîáõîäèìî óìåíüøèòü ÷èñëî ïîâòîðîâ â 3 ðàçà.

Çàíÿòèÿ â áàññåéíå â òåïëîé âîäå — îïòèìàëüíûé âèä ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêè ïðè àðòðîçå

Åñëè Âû íå óìååòå ïëàâàòü, îòäàéòå ïðåäïî÷òåíèå àêâààýðîáèêå.  âîäå âåñ òåëà íå ÷óâñòâóåòñÿ, è äâèæåíèÿ â ñóñòàâàõ áóäóò áîëåå ëåãêèìè è ìåíåå òðàâìàòè÷íûìè.

Óïðàæíåíèÿ äîëæíû ñòàòü ÷àñòüþ Âàøåé æèçíè è ïðèíîñèòü óäîâîëüñòâèå

Âîçðàñòíûõ îãðàíè÷åíèé äëÿ çàíÿòèé ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêîé íåò. Ïîìèìî ïîëîæèòåëüíîãî ýìîöèîíàëüíîãî çàðÿäà ôèçè÷åñêàÿ íàãðóçêà ñïîñîáñòâóåò óêðåïëåíèþ ñåðäöà, ñîñóäîâ è êîñòåé.

Õîäüáà ïî ðîâíîé ìåñòíîñòè â óìåðåííîì òåìïå ÿâëÿåòñÿ õîðîøèì ñïîñîáîì ïîääåðæàíèÿ ìûøå÷íîãî òîíóñà

Ñòàðàéòåñü åæåäíåâíî ñîâåðøàòü ïðîãóëêè ïî 30 ìèíóò. Ïðè ýòîì ñëåäóåò èçáåãàòü áûñòðîé õîäüáû, òàê êàê óâåëè÷åíèå òåìïà ñîïðÿæåíî ñ âîçðàñòàíèåì íàãðóçêè íà ñóñòàâû â 2 ðàçà.

2.2 Ðàöèîíàëüíîå ïèòàíèå ïðè àðòðîçå

Äèåòà ïðè àðòðèòå — î÷åíü âàæíûé ýòàï, êîòîðûé ïîìîæåò ñïðàâèòüñÿ ñ íåïðèÿòíûìè ñèìïòîìàìè íåäóãà. Àðòðèò ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé äîâîëüíî ðàñïðîñòðàíåííóþ áîëåçíü, ïîðàæàþùóþ ñóñòàâû è îêîëîñóñòàâíûå òêàíè. Ïðè ýòîì íàðóøàþòñÿ èõ ôóíêöèîíàëüíûå ñïîñîáíîñòè. Âðà÷è âûäåëÿþò íåñêîëüêî îñíîâíûõ ïðè÷èí, êîòîðûå ìîãóò ïðèâåñòè ê ðàçâèòèþ àðòðèòà. ×àùå âñåãî íåïðèÿòíûå ñèìïòîìû â ñóñòàâàõ âîçíèêàþò èç-çà íàðóøåíèÿ îáìåíà âåùåñòâ, íàñëåäñòâåííîé ïðåäðàñïîëîæåííîñòè, òðàâì, ïåðåîõëàæäåíèÿ, ïîâûøåííîé íàãðóçêè íà ñóñòàâû, âðåäíûõ ïðèâû÷åê è ðàçëè÷íûõ çàáîëåâàíèé.

Îñíîâíûå ïðèíöèïû äèåòû

Ìíîãèå èññëåäîâàíèÿ äîêàçàëè òî, ÷òî ïðèåì íåêîòîðûõ ïðîäóêòîâ ìîæåò ïîëîæèòåëüíî îòðàçèòüñÿ íà çäîðîâüå ñóñòàâîâ è ïðåäîòâðàòèòü íà÷àëî âîñïàëèòåëüíîãî ïðîöåññà â õðÿùàõ.  ïåðâóþ î÷åðåäü ðå÷ü èäåò î ïðîäóêòàõ, ñîäåðæàùèõ ìíîãî îìåãà-3 æèðíûõ êèñëîò. Êàê èçâåñòíî, áîëüøîå êîëè÷åñòâî ýòîãî èíãðåäèåíòà èìååòñÿ â ìàñëàõ è æèðíîé ðûáå. Ïàöèåíòàì ñïåöèàëèñòû ðåêîìåíäóþò âêëþ÷èòü â ñâîé ðàöèîí òàêèå ñîðòà ðûá, êàê ëîñîñü, ñåëüäü, ñêóìáðèÿ. Æåëàòåëüíî â òå÷åíèå íåäåëè åñòü íå ìåíåå 4 ðûáíûõ áëþä. Íåñêîëüêî ðàç â íåäåëþ íåîáõîäèìî óïîòðåáëÿòü ïî íåñêîëüêî ëîæåê ëüíÿíîãî ìàñëà. Ïðè æåëàíèè ýòîò ïðîäóêò ìîæíî ïèòü åæåäíåâíî: òàê ïîëüçû áóäåò äàæå áîëüøå. Åùå 1 î÷åíü âàæíîå ïðàâèëî, êîòîðîå îáÿçàòåëüíî íàäî ó÷èòûâàòü â ïåðèîä áîðüáû ñ àðòðèòîì: â ðàöèîíå áîëüíîãî ïîñòîÿííî äîëæíû ïðèñóòñòâîâàòü îâîùè è ôðóêòû îðàíæåâîãî èëè æåëòîãî öâåòà. Òàêèå ïðîäóêòû ñîäåðæàò ìíîãî àêòèâíûõ àíòèîêñèäàíòîâ. Èìåííî ïîýòîìó ïèòàíèå ïðè àðòðèòå ïîäðàçóìåâàåò ÷àñòîå óïîòðåáëåíèå òàêèõ ÿðêèõ îâîùåé è ôðóêòîâ, êàê ìîðêîâü, ñëàäêèé ïåðåö, ëèìîí, àíàíàñû è àïåëüñèíû.

Î÷åíü âàæíî çíàòü íå òîëüêî òî, ÷òî ìîæíî åñòü, íî è òî, ÷òî ìîæíî ïèòü.

Ñïåöèàëèñòû ñîâåòóþò ïðè ýòîì íåäóãå ïèòü ñâåæåâûæàòûå ñîêè. Ïðåäïî÷òèòåëåí ñîê èç ãðàíàòà, àïåëüñèíà è àíàíàñà. Òàê, ãðàíàòîâûé ñîê ñïîñîáåí ñïðàâèòüñÿ ñ íîþùåé áîëüþ â õðÿùåâîé òêàíè. Äëÿ ýòîãî íåîáõîäèìî ïèòü íå ìåíåå 3 ëîæåê íåðàçáàâëåííîãî ñîêà â ñóòêè. Åñëè íåðàçáàâëåííûé ñîê êàæåòñÿ ñëèøêîì òåðïêèì, òî åãî ìîæíî ðàçáàâèòü â ðàâíîì êîëè÷åñòâå ñ çåëåíûì ÷àåì. Ìîæíî ïèòü ýòîò íàïèòîê â ÷èñòîì âèäå. Åãî ìîæíî óïîòðåáëÿòü â íåîãðàíè÷åííîì êîëè÷åñòâå â òå÷åíèå âñåãî äíÿ. Ìíîãèå èññëåäîâàíèÿ äîêàçàëè, ÷òî ïîñòîÿííîå óïîòðåáëåíèå çåëåíîãî ÷àÿ óìåíüøàåò ðèñê ðàçâèòèÿ àðòðèòà â íåñêîëüêî ðàç. Èìåííî ïîýòîìó âðà÷è ñîâåòóþò ïèòü ýòîò íàïèòîê è äëÿ ïðîôèëàêòèêè âûøåîïèñàííîãî çàáîëåâàíèÿ.

Ìíîãèõ èíòåðåñóåò âîïðîñ, ïîäðàçóìåâàåò ëè äèåòîòåðàïèÿ ïðè àðòðèòå óïîòðåáëåíèå ñïåöèé. Ëþáèòåëè ðàçëè÷íûõ ñïåöèé ìîãóò âçäîõíóòü ñïîêîéíî, òàê êàê àðòðèò ñîâñåì íå ÿâëÿåòñÿ ïîâîäîì äëÿ îòêàçà îò ñïåöèé. Äàæå íàîáîðîò, ïðè òàêîì çàáîëåâàíèè ðåêîìåíäîâàíî óïîòðåáëåíèå «æàðêèõ» ïðèïðàâ. Òàê, ðàçáàâèòü ñâîé åæåäíåâíûé ðàöèîí ìîæíî òàêèìè ïðîäóêòàìè, êàê èìáèðü, ãâîçäèêà, êóðêóìà. Òàêèå ïðèïðàâû óìåíüøàþò ñèëüíûé áîëåâîé ñèíäðîì è çàìåòíî çàìåäëÿþò ïðîöåññ ðàçðóøåíèÿ õðÿùåâîé òêàíè. Ýòè ñïåöèè ìîæíî èñïîëüçîâàòü äëÿ ïðèãîòîâëåíèÿ ðûáíûõ áëþä, êîòîðûå î÷åíü ïîëåçíû ïðè àðòðèòå.

Êàêèå ïðîäóêòû íåîáõîäèìû?

Êðîìå æèðíîé ðûáû, â åæåäíåâíîì ðàöèîíå áîëüíîãî àðòðèòîì äîëæíû ïðèñóòñòâîâàòü òàêèå ïðîäóêòû, êàê:

Ìèíäàëü. Ýòîò ïðîäóêò ìîæåò ïîõâàñòàòüñÿ âûñîêèì ñîäåðæàíèåì âèòàìèíà Å, êîòîðûé ñïîñîáñòâóåò óêðåïëåíèþ âíåøíåé ìåìáðàíû ñóñòàâíûõ ñóìîê. Ëþäè, ó êîòîðûõ èìååòñÿ àëëåðãèÿ íà ìèíäàëü, ìîãóò çàìåíèòü åãî àðàõèñîì èëè ñåìåíàìè ïîäñîëíå÷íèêà.

Ïðè àðòðèòå äèåòà ïîäðàçóìåâàåò ÷àñòîå óïîòðåáëåíèå ÷åðíîé ôàñîëè: îíà ñîäåðæèò ìíîãî àíòèîêñèäàíòîâ, êîòîðûå áîðþòñÿ ñî ñâîáîäíûìè ðàäèêàëàìè. Ê òîìó æå â ÷åðíîé ôàñîëè ñîäåðæèòñÿ ìàðãàíåö, êîòîðûé íåçàìåíèì äëÿ ñóñòàâîâ.

Áðîêêîëè — ïðîäóêò, ñîäåðæàùèé ìíîãî âèòàìèíà À, Ñ è êàëüöèÿ.

Èìáèðü ñíèìàåò áîëü è îòå÷íîñòü, ïîäàâëÿåò âûðàáîòêó ôåðìåíòîâ ÑÎÕ-2, êîòîðûå ñòàíîâÿòñÿ ïðè÷èíîé âîñïàëåíèÿ ñóñòàâîâ.

ßáëîêè — íå òîëüêî âêóñíûé, íî è î÷åíü ïîëåçíûé ïðîäóêò, ñïîñîáñòâóþùèé âûðàáîòêå êîëëàãåíà, êîòîðûé ñîñòàâëÿåò îñíîâó õðÿùåâîé òêàíè ñóñòàâîâ. Ñïåöèàëèñòû ñîâåòóþò â äåíü óïîòðåáëÿòü õîòÿ áû 1 ÿáëîêî.

Ïàïàéÿ — íàñòîÿùèé êëàäåçü âèòàìèíà Ñ. Ê òîìó æå ýòîò ôðóêò ìîæåò ïîõâàñòàòüñÿ âûñîêèì ñîäåðæàíèåì áåòà-êàðîòèíà, áåç êîòîðîãî ñëîæíî ïðåäñòàâèòü çäîðîâûå ñóñòàâû.

Äèåòà ïðè àðòðèòå êîëåííîãî ñóñòàâà âêëþ÷àåò ëèñòîâóþ êàïóñòó, áîãàòóþ êàëüöèåì, êîòîðûé î÷åíü ïîëåçåí äëÿ êîñòåé. Ëèñòîâàÿ êàïóñòà òàêæå ñîäåðæèò ìåäü è ìàðãàíåö.

2.3 Ðàöèîíàëüíîå ìûøëåíèå ïðè àðòðîçå

Ïðè àðòðîçå õðÿùåâàÿ òêàíü ïîñòåïåííî ðàçðóøàåòñÿ, è ðåñóðñû ñóñòàâà óìåíüøàþòñÿ. Åñëè ýòî íå ó÷åñòü è ïðîäîëæèòü åãî ïåðåãðóæàòü, áîëåçíü áóäåò áûñòðî ïðîãðåññèðîâàòü. Ïîýòîìó ïîñëå ïîñòàíîâêè äèàãíîçà «àðòðîç» âðà÷è â ïåðâóþ î÷åðåäü ðåêîìåíäóþò îáëåã÷èòü ñóñòàâó çàäà÷ó.

Åñëè ýòî ñóñòàâ êîëåííûé èëè òàçîáåäðåííûé, íóæíî îòêàçàòüñÿ îò ïîäúåìà òÿæåñòåé, áåãà, ïðûæêîâ, îò òîãî, ÷òîáû ñèäåòü íà êîðòî÷êàõ èëè ñòîÿòü â ñîãíóòîì ïîëîæåíèè.  íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ äëÿ äîïîëíèòåëüíîé ðàçãðóçêè ïðè õîäüáå ðåêîìåíäóþò èñïîëüçîâàòü òðîñòü.

Íî ýòî íå çíà÷èò, ÷òî â æèçíè áîëüíîãî àðòðîçîì âîîáùå íå äîëæíî áûòü äâèæåíèÿ. Íàîáîðîò, ïîñòðàäàâøèé âíóòðèñóñòàâíîé õðÿù íóæäàåòñÿ â óñèëåííîì ïèòàíèè. Ïîëó÷àòü åãî îí ìîæåò, òîëüêî åñëè îáëàñòü ñóñòàâà õîðîøî ñíàáæàåòñÿ êðîâüþ, à äëÿ ýòîãî íåîáõîäèìà àêòèâíîñòü. Ñïåöèàëüíàÿ ãèìíàñòèêà, õîäüáà â êîìôîðòíîì òåìïå, ïëàâàíèå äîëæíû ïðî÷íî âîéòè â âàøó æèçíü. Êàæäûé äåíü íåîáõîäèìî óäåëÿòü êàêîìó-òî èç ýòèõ çàíÿòèé ïî 30-40 ìèíóò. Ïðàâäà, ýòî êàñàåòñÿ òîëüêî òåõ ïåðèîäîâ, êîãäà àðòðîç çàòèõàåò, — çàíèìàòüñÿ ÷åðåç áîëü âðåäíî

Ãëàâíîå — íàéòè ïîçèòèâíóþ àôôèðìàöèþ (ñòåðåîòèï ìûøëåíèÿ), êîòîðàÿ è íàñòðîèò îðãàíèçì íà íóæíóþ «ïðîãðàììó ñàìîèñöåëåíèÿ». Îäíàêî íóæíî îáðàòèòü âíèìàíèå íà òîò ôàêò, ÷òî ñòåðåîòèï äîëæåí áûòü ïðàâèëüíî ñôîðìèðîâàí. À äëÿ ýòîãî íåîáõîäèìî òî÷íî çíàòü ïðè÷èíó òîãî èëè èíîãî çàáîëåâàíèÿ.

Çàêëþ÷åíèå

Âû äîëæíû òðåçâî îöåíèâàòü ñèòóàöèþ è ïîíèìàòü, ÷òî çàáîëåâàíèå êîëåííûõ ñóñòàâîâ î÷åíü îïàñíî è âëå÷åò çà ñîáîé ìíîæåñòâî ïðîáëåì. Ïðè ïåðâûõ æå ïðèçíàêàõ áîëåçíè îáðàòèòåñü ê îïûòíîìó è êâàëèôèöèðîâàííîìó ñïåöèàëèñòó, êîòîðûé, ó÷èòûâàÿ âñå íþàíñû, íàçíà÷èò íåîáõîäèìîå ëå÷åíèå. Åñëè ñäåëàòü ýòî íà ðàííåì ýòàïå ðàçâèòèÿ, òî øàíñû íà ñêîðîå âûçäîðîâëåíèå êóäà áîëüøå, íåæåëè çàòÿíóòü ñ ýòèì äåëîì. Ïîýòîìó, åñëè õîòèòå æèòü áåç áîëè è îñëîæíåíèé, ñëåäèòå çà çäîðîâüåì êîëåííûõ ñóñòàâîâ.

Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

Åïèôàíîâ Â.À. Ìåäèöèíñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ: Ðóêîâîäñòâî äëÿ âðà÷åé. Ìîñêâà: ÌÅÄïðåññ-èíôîðì, 2005.

Ôåäåðàëüíûå êëèíè÷åñêèå ðåêîìåíäàöèè ïî äèàãíîñòèêå è ëå÷åíèþ îñòåîàðòðîçà. 2013 ã.: https://www.rheumatolog.ru/experts/klinicheskie-rekomendacii —

McAlindon T.E. et al. OARSI guidelines for the non-surgical management of knee osteoarthritis. Osteoarthritis and Cartilage.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник